Важным условием для умственного воспитания ребенка является овладение им правильной речью. Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько малыши правильно произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно. В семье родители понимают ребенка с полуслова, поэтому дома они не испытывают неудобств от недостатков в его речи. Но расширяется его круг общения с окружающими, посторонние не понимают искаженных, неправильно произносимых слов. Так несовершенная речь затрудняет общение с людьми, способствует развитию замкнутости, накладывает отпечаток на формирование характера.
По причине недоразвития устной речи у ребенка начинаются неприятности с первых же дней и в школе. Не всегда учитель и одноклассники понимают ребенка, а ребенок, в свою очередь, теряется и не всегда может выполнить задание, так как он слышит от учителя непонятные для него слова.
К 7 годам у ребенка должна быть сформирована речевая готовность к обучению в школе:
- ребенок должен уметь правильно и чётко произносить слова и все звуки родного языка, говорить достаточно громко, в умеренном темпе;
- ребенок должен владеть звуковым анализом слова, т.е. не только отличать звуки друга от друга, но и отчётливо определять их последовательность, определять место звука в слове;
- ребенок должен правильно строить предложения различной конструкции, согласовывать слова в роде, числе, падеже;
- ребенок должен логично, последовательно, выразительно, достаточно полно и точно передавать содержание знакомых сказок, рассказов; самостоятельно составлять рассказы по сюжетным картинкам, прослеживая последовательность событий и улавливая причинно-следственные связи;
- словарный запас ребенка, поступающего в 1 класс, должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы;
Советы родителям по развитию речи:
- Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье, речь родителей- это первый образец, которому подражает ребенок.
- Всегда поддерживайте стремление ребенка к общению, выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Отвечайте на его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно.
- Не подражайте неправильной речи ребенка, не сюсюкайтесь с ним.
- Говорите простыми словами, короткими фразами, соблюдайте паузы между фразами.
- В обучении и развитии речи детей создавайте игровые ситуацию
- Читайте ребенку хорошие стихи, сказки, рассказы; перечитывайте их по несколько раз, дети лучше воспринимают знакомые тексты.
- Обращайте особое внимание на развитие мелкой моторики- точных движений пальцев рук. Моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, игры с мелкими предметами- всё это поможет речи, а в будущем и в овладении письмом.
Не экономьте время на общение в ребенком!
Советы родителям по развитию речи:
- Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье, речь родителей- это первый образец, которому подражает ребенок.
- Всегда поддерживайте стремление ребенка к общению, выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Отвечайте на его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно.
- Не подражайте неправильной речи ребенка, не сюсюкайтесь с ним.
- Говорите простыми словами, короткими фразами, соблюдайте паузы между фразами.
- В обучении и развитии речи детей создавайте игровые ситуацию
- Читайте ребенку хорошие стихи, сказки, рассказы; перечитывайте их по несколько раз, дети лучше воспринимают знакомые тексты.
- Обращайте особое внимание на развитие мелкой моторики- точных движений пальцев рук. Моторика тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, игры с мелкими предметами- всё это поможет речи, а в будущем и в овладении письмом.