В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
Считается, что самый благоприятный период для развития речи и интеллектуальных возможностей человека от3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки ит.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, т.к. в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, речи
Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить моторику, связную речь, помочь преодолеть трудности в обучении в коррекционную работу включают упражнения по тренировке движений пальцев рук.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений рук. Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Таким образом, совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук начинать надо с пальчиковой гимнастики, применять, как и много лет назад, игры с резиночками на сопротивляемость, выработку упругости мышц ручной мускулатуры, игры с кубиками, с веревочкой. Сейчас наша промышленность создает очень красочные, эстетически оформленные пособия с веревочками, которые многофункциональны. Не надо забывать и о бархатной бумаге для массажа, тренировки подушечек пальцев. Также применяйте в своей работе природный материал (мелкие камушки, гальку, скорлупу ореха и т.д.), спички для составления предметов и букв. Для достижения лучших результатов, чтобы работа была занимательной и увлекала детей можно применять такой прием, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. В последнее время широко применяется такой метод, как кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой, развитие межполушарного взаимодействия, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Приходя в логопедическую группу, имея общее недоразвитие речи, дети плохо ориентируются в пространстве, плохо знают или совсем не знают лево - право. Чтобы детям было интересно и весело запомнить эти знания, применяется такой прием: на панно закреплено несколько бутылок с откручивающимися крышками. Даются задания (возьми крышку правой рукой и закрути крышкой бутылку или закрути бутылку крышкой, которая находится в правом верхнем углу и т.д.). Этот игровой прием так же интересно применять при изучении звуков, особенно когда дети познакомились с символами гласных звуков.
В коррекционной работе используется такой прием, как манипулирование карандашом, гимнастика с учебными предметами. Эта гимнастика сопровождается стихами и упражнениями, учится легко и непринужденно. В подготовительной группе можно применять упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв. Эти упражнения помогают сделать пальцы подвижнее и хорошо запомнить, как пишется та или иная буква. Процесс обучения идет веселее и, главное быстрее. Если дети очень хорошо усваивают образ буквы, тогда разнообразятся игровые приемы, применяя руку. Здесь интересны такие приемы из серии «Угадай, какая буква?»:
Завязать ребенку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребенок отгадывает.
У детей с ОНР плохо развиты коммуникативные функции, они часто ссорятся, особенно если они пришли из разных групп, некоторые из дома. Чтобы быстрее познакомить детей и чтобы они научились играть и дружить, применяются игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить их общению, кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить свободное время, например: дети, сгибают большие пальцы правых рук, сцепляются ими и начинают тянуть каждый в свою сторону. Затем меняют руки. Или дети становятся друг против друга, прижимают к друг другу правые ладони, сцепляются пальцами и надавливают на ладони. И в продолжении темы подготовки руки к школе, сейчас широко распространен самомассаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.
Опыт показывает, что такие упражнения как «конструирование» из пальцев различных предметов и объектов вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Дети изображают животных, различные предметы быта(стол, стул), растения.
Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
Литература.
1. М.В. Безруких. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2001 г.
2. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Екатеринбург, 2000г.
3. И.Л. Калинина. Учим детей, читать и писать. М. «Флинта», 2002 г.
4. Л.Г. Парамонова. Как подготовить ребенка к школе. Изд. Дельта, 1997 г.
5. М.А. Поваляева. Справочник логопеда. Ростов –на – Дону, 2001 г.
6. А.Л.Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.
7. А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития дошкольников. М, 2002 г.
8. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Игры с пальчиками. М, 2002 г.