РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи), поэтому мы разработали авторскую программу «Радуга»: развитие речи детей дошкольников на основе использования фольклорных произведений.
Цель программы:
- развитие и активизация речи детей дошкольного возраста на материале фольклорных произведений.
Задачи программы:
1. Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.)
4. Развивать у детей память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
Принципы построения программы:
1. Отбор содержания. Для работы по программе необходим отбор фольклорных произведений: игры, занятия, упражнения, сказки, потешки и прочее;
2. Системность. В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически. Педагоги могут гибко распределять ее содержание в течение дня. В этом случае целесообразно организованную учебную деятельность по внедернию программы проводить в первой половине дня. Что же касается игры, других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Для целенаправленного обучения может быть выбран определенный день недели в качестве вариативной части. Работа по программе может осуществляться несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в 2-3 недели.
3. Интеграция программного содержания. Программа может быть реализована как самостоятельная парциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализованной в дошкольном образовательном учреждении.
4. Координация деятельности педагогов. Этот принцип тесно связан с принципом интеграции. Тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени, разворачивать определенные темы.
5. Использование положительной личностно-ориентированной педагогики. Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики; предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (познавательной, двигательной, речевой, изобразительной, трудовой, игровой и пр.), обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Ожидаемый результат:
- повысить у детей уровень слуховой памяти, внимания, речи;
- развить способность различать формы художественной литературы;
- сформировать уважение и бережное отношение к книгам у детей;
- повысить у детей интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию произведений художественной литературы;
- сформировать способность у детей умения выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;
- самостоятельно использовать детьми малых форм фольклора в игровой деятельности.
Пути реализации работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора.
повышение профессионального уровня
создание условий в группе
повышение педагогической грамотности родителей
дети
-изучение литературы,
-создание картотеки по малым формам фольклора
-картотека иллюстраций,
-приобретение книг с произведениями,
-подбор игрушек и игровых материалов,
-подбор дидактических игр.
-создание буклетов
-внесение в группу книг, иллюстраций
Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста
посредством малых форм фольклора.
1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.
Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.
Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
1) Для расширения представления детей о героях произведения, задается вопрос - Кто главные герои сказки?
2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она?
3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями: - Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
2. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.
Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.
3. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.
4. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
Результат работы по развитию речи детей дошкольного возраста
посредством малых форм фольклора.
В начале учебного года нами была проведена диагностика уровня развития речи детей и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Продиагностировано было 20 детей возрастом от 3 до 4 лет.
Диаграмма 1: Уровня развития речи детей второй младшей группы (3-4 года).
Результат по уровню развития речи показал, что в группе 4 человека с низким уровнем и 13 - со средним. После проведенной работы количество детей со средним и низким уровнем уменьшилось, но зато увеличилось количество детей с высоким уровнем за счет тех детей, которые имели средний уровень развития речи на начало года.
Таблица 1: Знание малых форм фольклора, использование в самостоятельной деятельности.
Малые формы фольклора
Потешки
Загадки
Колыбельные песни
Пестушки
Приговорки
Прибаутки
Поговорки
Начало года
2
2
0
0
0
0
0
Контрольный срез
16
9
8
15
16
8
5
Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Наблюдая, мы видим, что в середине года, сделав контрольный срез, после проделанной работы, число детей увеличилось.
Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть в том, что дети стали более общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в своей речи потешки, заклички, прибаутки и т.д. Дети пытаются рассказывать наизусть с интонацией, сопровождая жестами, движениями и мимикой.
Список литературы
1. Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.
2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;
3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1
4. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.
5. Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
6. Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.
7. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1.
8. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,
9. Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной, Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 161 с.
10. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с .