Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду»
Ибатуллина Гулнара Рифгатовна
Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду»
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Именно методы педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Родоначальником, основателем является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер.
С 1990 года коллектив творчески работающих воспитателей нашего детскогосада активно использует достижения ТРИЗ в работе с детьми при проведении различных видов детской деятельности, и имеют прекрасные результаты.
Дети любят решать трудные задачи. И пусть решают их самостоятельно, не нужно боятся давать им творить - это единственная возможность расти.
Быть «Тризовцем» - это чуть- чуть опережать время.
Цель ТРИЗ – помочь ребёнку увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, анализировать. Сравнивать, классифицировать, т. е. развивая умственные процессы, учить самостоятельно мыслить, а правильный ответ со временем найдется.
Принцип ТРИЗ - познать, оценить, изменить.
Могут ли освоить методы ТРИЗ дети дошкольного возраста? Да!
И с большим успехом. Творческие способности детей развиваются намного быстрее. Французский психолог Рибо выявил зависимость РТВ (развитие творческого воображения) человека от возраста и назвал, что «5- летние дети - вулканы фантазии».
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
Основные направления ТРИЗ:
РТВ – развитие творческого воображения
РТМ – развитие творческого мышления
ТРТЛ – теория творческого развития личности
АРИЗ – алгоритм решения изобретательской задачи
Методы ТРИЗ:
- • Многоэкранная система талантливого мышления
- • Решение противоречий
- • Идеальный конечный результат
- • Вещественно-полевые ресурсы
- • РТВ - развитие творческого воображения(фантазирования)
- • РТМ – развитие творческого мышления(изобретательства)
Многоэкранная схема талантливого мышления
Все предметы, объекты, явления, с которыми сталкивается человек в своей жизни, являются системой. Системой может быть стул, стол, игрушка, заяц, человек, болото, космос и т. д.
Все из чего состоит система (её отдельные части) можно назвать подсистемой.
Все, что окружает её и взаимодействует с ней – надсистема. (Схема с кошкой)Рассказываю….
У каждой системы есть временная ось, то есть настоящее, прошлое и будущее.
Например, определяя прошлое стула - это «дерево», «пенек», «табурет», «стул старой конструкции» настоящее – стул, будущее - стул с пультом управления, или сломанный стул.
Каждая система имеет свои:
1) Свойства (Какая?Какой)
железный нож, ледяной дом
2) Функции (для чего предназначается)
резинка – стирать
ручка – писать
еда – питать организм
Одна и та же система может выполнять разные функции:
освещать
ЛАМПОЧКА обогревать
штопать носки,
сделать поделку
Игры «Маша – растеряша»,«Аукцион» дают возможность детям найти множественное применение одной и той же вещи, или заменить потерянную вещь любимыми другими.
«Маша – растеряша»,
- Ой!
- Что с тобой?
- Потеряла сумку.
(Чем можно заменить) – пакетом, шапка, косынка, платочек, коробка, ведро, карманы….
Игра «Аукцион».
Платок получит тот, кто последний определит его функцию. (забинтовать рану, одеть на голову, вытереть лицо, сделать узелок, шатер).
Противоречия – это конфликт, возникший внутри системы.
Наши воспитатели ставят детей в ситуацию, где ребенок постоянно размышляет: «А что если. ?», «Почему?». Дети очень легко понимают и легко решают противоречия, легко обосновывают самые невероятные и смелые решения.
- • Игра«Хорошо – плохо»заставляет находить в одном и том же предмете хорошее и плохое.
Например: Солнышко светит. Это хорошо? – Хорошо. А почему?. (ответы)Плохо? Почему плохо? – Жарко, растения хотят пить, плавится…
- • Игра«Хочу – нельзя»(участвуют двое). Например:
- Я хочу погулять, (т. е. очень хочется.)
- Нельзя, потому что дождь пошел, и т. д.
- • Предлагаем нарисовать:
- Нарисовать елку, но чтобы елки не было видно;
- Нарисовать дракона с разными головами: 1- злая, 2 - добрая, 3 – хитрая.
Вещественно-полевые ресурсы – это вещества и поля, которые имеются или могут быть получены по условиям задачи. Ресурсы используют при сочинении сказок, различных ситуаций. Существуют следующие ресурсы:
- • Ресурс объединения. Например, сказка«Колобок». Изменяется содержание сказки, все животные объединяются вместе и решают спасти Колобка.
- • Ресурс времени. Например, Колобок катиться по дорожке зимой
- • Ресурс превращения. Например, Колобок превратился в снежный ком и лиса….
- • Ресурс количества. Например, колобков стало больше или меньше. (Чтобы случилось, если Колобок стал большим, или просто их стало много и т. д.)
- • Ресурс ускорения: ковер-самолет, сапоги скороходы.
Идеальный конечный результат – ИКР, изменяя конструкцию, предложенную сказку, любую модель – создавая, изобретая идеальный (хороший) результат. Предлагаем детям:
- Изменить плохой конец сказки, рассказа, на хороший.
- Найти недостатки в каком-либо предмете, делая его идеальным (будильник, ложка, замок, пылесос.).
- Создание нового (телефона, конструкция лыж, нового транспорта.)
Идеально конечный результат устраивает всех: и детей и героев сказки, колобка не съела лиса, т. к. дети предварительно «вмешали» в тесто чихательный порошок.
Развитие творческого воображения и мышления.
Воображение – это присущее только человеку возможность создания новых образов (представлений, путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией.
С помощью воображения формируется образ никогда не существовавший или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
ТРИЗовские качества мышления – системность и диалектичность, независимость, целеустремленность.
- Предлагаем детям решить задачи:
- •«Как достать укатившийся мяч из- под шкафа».
- •«Как составить из треугольника фигурку животного?»
- • Найти недостатки в модели автомобиля, часах, дверной ручке, замке. Как их устранить?
- • Колобок стал большим, скользким, тяжелым, горьким, колючим,
- Фантастические гипотезы: «Что было бы, если…»
- • Летом выпал снег.
- • Что было бы, если все воспитатели не пришли наработу?
- • Что было бы, если не было бы дождя.
- • Если бы я был королем?
- Оживление предмета:
- • Ты ступня и идешь по теплому песку на пляже. Что ты чувствуешь?
- • Ты каша на тарелке, которую не съела Маша.
- • Беседа двух человечков, нарисованных на указательных пальцах
- • Представь, что ты коленка и катишься с горы.
- Игра: «Вообрази себе»
- • Каков вкус солнечного света?
- • Чем пахнет твоя любимая передача?
- • Изобрази звук огурчика, плавающего в банке с рассолом.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).(Пример с горячим чаем в стакане)
Традиционна в детском саду выставка игрушек, поделок сделанных руками детей и родителей из бросового материала: это и роботы, и различные машины, и невиданные животные. Дети в рисунке изображают такие понятия, как «жара», «веселое настроение», определяют какого цвета мамина улыбка, вживаются в образ кустика, растущего у дороги и передают его радости и горести, придумывают свой собственный звук. (показ рисунков).
В нашем детском саду дети могут часами сочинять и рассказывать сказки. С помощью ТРИЗ можно сочинять стихи, загадки, лимерики, проникнуть глубоко в историю и поменять ход своим присутствием; можно обосновать все биологические и физиологические процессы. Можно создать коллекцию новых платьев, новых машин. Разработать новые подвижные игры, вечера отдыха.
Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников.
Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество и технология ТРИЗ ребенку?
- Возможность проявить себя, созидать, творить.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения.