Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка.
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у учащихся способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу ставится коммуникативно – речевая направленность процесса познания.
Для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.
Большое внимание следует уделить развитию коммуникативной компетенции школьников, поскольку она не только вооружает их новым средством общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических процессов на более высокий уровень функционирования – осознанности и произвольности.
Призвание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека, положили начало новому подходу к работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование у школьников основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью это необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаю развитие речевой деятельности.
Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности.
В арсенале методики имеется большое количество исследований по развитию устной и письменной речи учащихся (К. Д. Ушинский, Ф. И. Буслаев, А. М. Пешковский, М. А. Рыбникова и др.).
В настоящее время проблема речевого развития школьников рассматривается в трудах Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, М. М. Разумовской, М. Р. Львова и др.
Вопросам восприятия и порождения речи, развития языковых способностей посвящены психологические и психолингвистические исследования Л. С. Выготского, А. М. Шахнаровича, А. А. Леонтьева и др.
Вопросы речевого развития, формирование коммуникативных умений и навыков всегда были актуальными в методике обучения русского языка.
Коммуникативность в нашем понимании - это свойство речи, в котором проявляется способность учащихся связно, полно, последовательно и логично, подробно и сжато излагать полученный текст, самостоятельно создавать свой на основе отнесенности его к определенному функционально – смысловому и стилевому типу речи, выделения главной мысли, ее соответствия теме и правильного использования языковых средств в устной и письменной формах. В основе коммуникативной компетенции лежит речевая деятельность.
Таким образом, вопросы речевого развития, формирования коммуникативных умений и навыков находятся в центре пристального внимания ученых разных отраслей науки. На современном этапе в методике провозглашена установка на коммуникативность, системность, развивающий характер обучения, в связи с чем вопросы совершенствования речевого развития учащихся приобретают первостепенное значение.
Методологическую основу проекта составляют положения о языке как важнейшем средстве человеческого общения, о единстве теории и практики в обучении.
Сущность инновационного проекта заключается в использовании инновационных образовательных технологий: системно – деятельного подхода в обучении, педагогике сотрудничества, ИКТ, игровых, технологий развития критического мышления, которые я использую на своих уроках. Сотрудничество с педагогами и детьми, организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий – это усиливает практическую направленность обучения русскому языку. Изменения в развитии коммуникативной компетентности позволит реализовать творческий потенциал школьников, развивать речевую деятельность на уроках русского языка, способностей личности, используя новые, нестандартные методы и формы уроков с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей.
Система моей работы строится на комбинации элементов инновационных и традиционных методик при проблемном подходе обучения ( технология развития критического мышления, метод проектов, групповая работа на уроках русского языка) и использовании информационно – коммуникативных технологий в гуманитарном аспекте содержания предмета Русский язык. Благодаря этому, на уроках создаются условия для всестороннего развития человеческой индивидуальности и творческих способностей учащихся.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем – вот пути активизации обучения на уроках русского языка, которые помогают проявить оригинальность мышления, осмысленное отношение к приобретению новых знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении и четко выявляются мотивы познавательной деятельности.
На уроках русского языка я предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно, строить свои высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами, в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся, как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что это тесно взаимосвязано.
Преемственность упражнений состоит в том, что каждая новая работа представляет собой шаг вперед от уже усвоенного, она опирается на предыдущую. Важно, чтобы в каждой работе ученики овладевали небольшим новым умением, учились использовать новые приемы оформления своих мыслей. Перспективность системы – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые встретятся учащимся в дальнейшем обучении.
Прививать интерес к школьному курсу “Русский язык”, ввести детей в мир науки о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать ценность русского языка - вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем преподающим этот предмет.
Список литературы.
- 1. Ушинский, К.Д. Родное слово : Книга для учащих : Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» : Год первый /К.Д. Ушинский. – 1861.
- 2. Ушинский, К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. – М., 2002.
- 3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- 4. А. М. Пешковский. Лингвистика. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. (сост. и науч. ред. О. В. Никитин) — М.: Высшая школа, 2007.
- 5. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
- 6. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- 7. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.