Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста через виды музыкальной деятельности в ДОО
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». В. Г. Белинский
Развитие музыкальности детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения совершается в различных видах детской музыкальной деятельности, как правило, организованной музыкальным руководителем (педагогом). К ним относятся: пение, ритмика, слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов. Одним из таких элементов являются дидактические игры. Использование музыкально-дидактических пособий, позволяет учить маленького воспитанника различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов, вызывает у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку раннего дошкольного возраста в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки. Дидактические игры применяются с первой младшей группы. В основном это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.
1. На развитие певческих способностей, практикуются такие игры, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр - распевок воспитанники тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» используются в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав песенку «Качели» малыш получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке. 2. В игре «Где мои детки?» дети учатся определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме - утке, кошке, птичке. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку. 3. Развитие чувства ритма. Для этого используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. 4. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних группах нами используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы» на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный танец, полька. Таким образом, применение музыкально — дидактических игр дает возможность провести занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально – ритмических движений, и даже слушанию музыки.
Музыкально – дидактические игры для детей раннего возраста
Игры для развития ладового чувства
Чудесный мешочек Цель: Различать знакомые произведения. Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра. Ход игры Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Найди игрушку Цель: Развивать умение различать музыкальные произведения. Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с записями программных произведений. Ход игры Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Буратино Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений. Игровой материал: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям. Ход игры: Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца- из коробки достают картинку паровоза и т. д. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.
Что делают дети? Цель: Развивать умение различать характер музыкальных произведений. Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки. Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты. Игра сначала проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности, а затем и в свободное время.
Зайцы Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки. Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы спят», «Зайцы пляшут». Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе педагога вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети апплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.
Три цветка Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений. Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, карточки с изображением веселого, грустного и спящего цветков.
Ход игры: Дети слушают музыкальные произведения в исполнении музыкального руководителя или в записи. Определяют настроение в музыке и поднимают условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная.
Укрась музыку Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений и соотносить их с тембровой окраской.
Игровой материал: Записи с инструментальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)
Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.
Найди игрушку Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.
Ход игры: Педагог предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.
Игры для развития музыкально-слуховых представлений
Где мои детки? Цель: Развивать у детей звуковысотный слух. Игровой материал: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке. Ход игры: Дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на «ре» первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на «ре» первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Веселые матрешки Цель: Учить детей различать звуки по высоте. Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон. Ход игры: Музыкальный руководитель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
Три медведя Цель: Учить детей различать разные регистры. Игровой материал: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. «Мишка» А. Раухвергера. Ход игры: Вариант 1: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется. Вариант 2: Дети изображают медведей, каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
Птица и птенчики Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков («до»1 – «до»2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой. Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части. Ход игры: Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков. Вариант 2: (для среднего возраста) Педагог-ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание. Вариант 3: Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика). Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Курица и цыплята &l