Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности младшего школьника, т.е. формирования умений принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать результат. Формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий, которые позволяют второклассникам научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать. Благодаря учебно – исследовательской деятельности идет развитие логических УУД, в том числе и на уроках окружающего мира.
В ходе освоения учебно-исследовательской деятельности ученик второго класса получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Проанализировав выполнение учащимися второго класса таких логических операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, можно сделать вывод, что основные особенности развития логических УУД у младших школьников заключаются в: преобладании деятельного, чувственного анализа над абстрактным; осуществлении синтеза в наглядной ситуации, не отрываясь от действий с предметами; подмене операции сравнения рядоположением предметов; несформированности основных умений для осуществления обобщения; неумении определять значимые признаки, заменяя их на внешние яркие признаки предметов.
Для этого необходимо создание педагогических условий, способствующих наиболее успешному развитию логических УУД у младших школьников, значительному росту уровня овладения второклассниками учебным материалом, совершенствованию современного начального образования без увеличения при этом учебной нагрузки младших школьников.
Формирование комплекса вариативных заданий на уроках окружающего мира, соответствующих как возрастным, так и индивидуальным характеристикам личности школьника, степени развития его логических УУД, также составляет педагогическое условие развития логического мышления учащихся младшего школьного возраста. Это условие требует изменения в структуре, содержании занятий, применение разнообразных методов обучения, обязательное, системное и поэтапное внедрение игровых логических заданий в учебный курс. Использование системы логических заданий в процессе учебно – исследовательской деятельности будут способствовать повышению продуктивности и динамики развития логических УУД младших школьников при изучении тем на уроках окружающего мира.
Большими возможностями в формировании логических УУД в процессе учебно – исследовательской деятельности второклассников располагают уроки окружающего мира.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», второклассникам предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Ребята выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии идет возврат к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Данное упражнение «Прогнозирование» эффективно, и его можно использовать на уроках окружающего мира, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие последствия негативного влияния человека на окружающую среду.
Логические и философские задачи, которые выражены в виде проблемных вопросов, входят в приемы развития критического мышления. Например, на уроке окружающего мира в контексте темы можно обсудить проблемы: «Почему посуду лепят из глины?», «Почему в пустынях не могут жить растения наших краёв?». В ходе данных задачек у учащихся развиваются такие логические УУД как: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Исследовательская работа по теме «Почему извергаются вулканы?». Перед учащимися ставится гипотеза - вулкан извергается, потому что гора сердится. Далее учащиеся читают в дополнительной литературе что такое вулкан, почему именно это явление назвали вулканом. Учитель помогает более подробно узнать о вулкане в мифах и легендах древнего Рима. Учащиеся из данных мифах и легендах узнают о данном явлении природы. Далее учащиеся самостоятельно знакомятся с формами вулкана и проводят опыты и делают выводы.
Опыт №1 «Создание макета действующего вулкана». Сделать из картона конус. Раскрасить его в цвет горы. Поместить внутрь конуса бутылочку с «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной гуашевой краски. Залить «вулкан» уксусом и получить «извержение». После чего делается вывод - газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».
Опыт №2 «Свойства камней вулканического происхождения». Учащиеся погружают в воду камни различных горных пород. Наблюдая за процессом выясняют, что все камни тонут, кроме пемзы - камня вулканического происхождения. В группах учащиеся выдвигают гипотезы почему камни вулканического происхождения не тонут. Вывод - пемза имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет.
Исходя из данных опытов формируются такие логические УУД: синтез – составление целого из частей, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Таким образом, приобретение исследовательских умений в начальной школе должно происходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности, расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта второклассников.