Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 111
  • Скачиваний: 13

Столкнувшись с данной проблемой, стали искать  выходы из создавшейся ситуации, мы пришли к выводу, что без совместной планомерной работы мы не сможем решить эту проблему. Пригласив родителей ребёнка, объяснив им, что без совместных усилий нам не добиться положительных результатов, что мы не сможем помочь ребёнку овладеть самостоятельными устойчивыми  навыками общения со сверстниками,  предложили им план совместных действий, а сами стали более углубленно работать над коррекционной и развивающей  Программой.

Коррекционная Программа развития коммуникативных навыков у детей неуспешных в общении, представляет собой новый вариант коррекционных игр и занятий Т.Д.Марцинковской. Отличия предлагаемой программы в том, что она предназначена исключительно для детей имеющих проблемы со сверстниками, учит взаимодействовать со сверстниками не только при условии отсутствия конкуренции, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии (подвижные игры с правилами) в любом детском коллективе.

Общая цель Программы - научить детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Программа предполагает работу в течение 8-9 месяцев в группах по 5-7 человек дважды в неделю. Коррекционная программа проходит в 4 этапа длительностью от 1,5 до 2.5 месяцев. Каждый этап имеет своё наполнение коррекционными играми и игровыми упражнениями, расположенными в определённой логике с постепенным усложнением.

Первый этап программы

Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое  внимание и доброжелательность помогут снять этот страх. С этой целью исключаются игры соревновательного характера, наоборот, следует проводить игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, дают ласковые имена, видят  и подчеркивают в другом,  только хорошее, стараются  сделать что-нибудь приятное для товарищей. На этом этапе необходимо дать ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая помощь, даже если она стимулируется правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка.

Игры и игровые упражнения (I этап)

«Передай привет по кругу»

«Самопрезентация»

«Купаемся в хорошем настроении»

«Мы одно большое животное»

«Царевна - несмеяна»

«Бездомный заяц»

Второй этап программы

Дети часто не замечают эмоционального  состояния другого человека.  Если эта способность не будет сформирована в дошкольном возрасте, то и в школе  дети будут испытывать проблемы в общении  со сверстниками.  На формирование этих способностей направлены многие детские игры.

Игры и игровые упражнения (II этап)

«Зеркало»

«Договорились глазами»

«Назови соседа ласково»

«Передай свое настроение (мимикой, словом, интонацией, прикосновением, движением...»

Третий этап программы

Любой проигрыш вызывает переживание ребёнком собственной неудачи, которая усиливается тем, что переживается на фоне успешности других детей. Данный этап работы является эмоционально насыщенным  и требует со стороны взрослого помочь ребёнку справиться с собственными негативными переживаниями, научиться проигрывать достойно.  На этом этапе дети овладевают умениями выполнять правила в игре, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно.

Игры и игровые упражнения (III этап):

«Придумай,  как себя поддержать»

«Что хорошего, что плохого»

«Я – вулкан»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Найди и промолчи»

«Расставь посты»

Работая вместе со специалистами сада, мы достигли положительной динамики. Вот какие показатели мы видим с конкретным ребёнком – Артёмом К.

Психологическая диагностика Артёма К. (промежуточный уровень)

Уровень тревожности вырос на 10%. Вырос уровень рефлексивных способностей (оценивает свои действия и берёт за них ответственность).

Самооценка выросла. Мальчик реже слышит критические замечания со стороны детей в группе, воспитателей, родителей.

Агрессивность. На данном этапе более выражены вербальные средства агрессии. Дерётся с детьми редко, старается объяснять свои права и поступки.

Предпочтительность. Ребёнок приобрёл больше доверия среди ребят, многие хотят с ним дружить.

В учебной деятельности поведение ребёнка стало носить произвольный характер. Он с радостью занимается тем, что ему раньше казалось сложным и неинтересным. И в этом, прежде всего, заслуга детского сада и семьи. Родители воспользовались психолого – педагогическим рекомендациями специалистов детского сада и приняли конструктивное сотрудничество.

Четвёртый этап программы

На этом этапе важно научить детей самостоятельно договариваться между собой на игру или на выполнение совместного задания, распределять роли и регулировать конфликтные отношения на основе правил, чтобы и без участия взрослых их отношения оставались продуктивными. Наличие умения договариваться между собой с поиском компромиссного решения – вот итог четвертого этапа Программы.

Игры и игровые упражнения (IV этап)

«Упражнение с карандашами»

«Собери картинку из частей»

«Рукавички»

«Упражнение с мячом в паре»

«Слепые паровозики»

«Нарисуй в паре»

Надеемся, что к концу года, у этого ребёнка, а так же у детей, занимающихся по коррекционной и развивающей Программе,  сформируется способность к самостоятельному длительному бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: