Практический семинар для воспитателей по общению
К - клуб
В - влюбленных в педагогическую деятельность
Н - надеющихся, что со временем, и не без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания.
ЦЕЛЬ: закрепить знания воспитателей об особенностях общения с ребенком, упражнять в понимании психического состояния детей, умение педагогически целесообразно выражать свое отношение к ним с помощью вербальных и невербальных средств общения; усовершенствовать манеры воспитателей, повысить их культурный уровень; развивать творческие способности и любовь к профессии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Сценарий КВН (а).
- Таблички с названием команд.
- Листы и ручки по количеству участников.
- Карточки, с напечатанными на них пословицами.
- Карточки с баллами для жюри (1,2,3,4,5).
ХОД:
Ведущий: Я рада приветствовать Вас в нашем уютном зале.
Вас - педагогов – воспитателей - людей, убежденных в том, что детство -один из лучших периодов человеческой жизни.
Сегодня мы проводим семинар - практикум, который посвящен сложнейшей и очень актуальной теме-общению и культуре общения взрослого и ребенка.
Но поскольку, перефразируя изречение древних, педагог - это не сосуд, который надо наполнить профессиональными знаниями, а прежде всего-это факел, который надо зажечь, я предлагаю наш семинар провести в необычной форме, в форме деловой игры КВН.
К - клуба
В - влюбленных в педагогическую деятельность
Н - надеющихся, что со временем, и не без нашего участия, мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания.
Ведущий: (представляет жюри)
Компетентные судьи-жюри – вынесут решение об уровне педагогического мастерства участников нашей игры и, возможно, дадут полезные советы и рекомендации.
Ведущий: Предварительно участники игры у нас были разделены на две команды:
-Команда: ”Улыбка”
-Команда: “Огонек”
И по русскому обычаю положено друг друга поприветствовать: улыбнуться и поприветствовать друг друга громкими, горячими, зажигательными аплодисментами.
Я предлагаю начать наш КВН с “Почты золотых слов”.
Каждый из вас должен написать комплимент любому из присутствующих здесь в зале.
(На столах заранее заготовлены ручки и чистые листы бумаги. Участники пишут комплименты и опускают их в почтовый ящик, с указанием адресата. Почтовый ящик приготовлен заранее).
(Включить музыку).
Золотые слова-слова комплименты - отправлены по почте в поисках своих адресатов.
А теперь приступим непосредственно к нашему состязанию.
1 конкурс: Словесного мастерства: ” Как наше слово отзовется”.
А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу “Иди сюда” с 16 различными интонациями.
Предлагаю представителям команд произнести фразы:
1-я команда “Солнышко ты мое”, 2-я команда “Иди ко мне”.
Подсказываю эмоциональные оттенки интонации:
-восклицательная, вопросительная,
-удивленная, ошеломленная,
-ироническая, сатирическая,
-уничижительная, любовная,
- доносительная, безразличная,
-саркастическая, патетическая,
-насмешливая, прокурорская,
-жесткая, командирская,
-пренебрежительная, просительная,
-презирающая, снисходительная и т.д.
Интонация - мастера художественного слова высоко оценивают это средство выразительности, называя ее “высшей и самой острой формой речевого воздействия”.
Жюри оценивает конкурс по 3-х бальной системе.
2 конкурс: Речь - является орудием труда воспитателя.
Расширяя кругозор детей, формируя поведение, волю, характер педагог воздействует на ребенка посредством слова . Речь воспитателя должна быть точной, яркой, выразительной.
Я предлагаю следующее задание:
В течение 5 сек.. прочитать скороговорку, а затем оторвав от листа глаза, проговорить ее внятно и быстро 3 раза.
1 команда: “От города дорога в гору, От города с горы”.
2 команда: “Мчали быстро-быстро три кавалериста.
Три кавалериста догоняли триста”.
Жюри оценивает задание по 3-х бальной системе.
3 конкурс: ”Говорим по телефону”.
Соблюдение определенных форм общения и прежде всего речевого этикета требует диалог по телефону.
Основное правило пользования телефоном на работе и дома –вежливость.
Впечатление о невидимом собеседнике часто складывается не только от - того, что он говорит, но и от того, как он говорит.
Телефон может многое сказать о звонившем.
Участникам предлагается обыграть ситуации общения по телефону и ответить на вопросы по теме: “Разговор по телефону”.
- Если вы по ответу почувствовали, что попали не туда, что вы скажете? (обыграйте ситуацию).
- Сколько звонков ждать, если вы звоните по домашнему телефону; в организацию?
- Если ваш гость просит разрешения позвонить по телефону, должен ли хозяин немедленно покинуть комнату? (обыграйте ситуацию).
- Можно ли спрашивать: “Кто у телефона? Это кто?”
- Как начать разговор, если вы звоните женатому мужчине, а трубку снимает его жена? (обыграйте ситуацию).
- Если телефон механически отключился, кто должен перезвонить?
- Если вас просят ответить, а вы не можете это сделать, т.к. вас слушают посторонние, как дать знать собеседнику? (обыграйте ситуацию)
- Можно ли по телефону:
- Поздравить с Днем рождения человека пожилого возраста.
- Выразить соболезнование.
- Пригласить на свадьбу.
- Поблагодарить за дорогой подарок, услугу.
- Кто первый заканчивает разговор:
- Кто звонил или кому звонили?
- Мужчина или женщина?
- Старший или младший?
- Лицо подчиненное или вышестоящее?
10.Если вы сняли трубку на работе, что необходимо сказать?
4 конкурс: Сейчас вы попробуете на деле показать и доказать ваше умение общаться с родителями и детьми . Ведущий предлагает командам придумать и разыграть ситуации общения:
1 команде: воспитатель-ребенок
2 команде: воспитатель-родитель
(любые ситуации)
Участники противоположной команды должны оценить положительные или отрицательные стороны общения.
Жюри оценивает конкурс по 5-ти бальной системе.
5 конкурс ” Объяснялки”.
Доступно и логично объяснить ребенку смысл пословицы:
1 команда: 2 команда:
- Поспешишь - людей насмешишь. - Решетом воду носить.
- За двумя зайцами погонишься, - Семь раз отмерь – один
ни одного не поймаешь. раз отреж.
- На чужой каравай рта не разевай. – Семеро одного не ждут
Жюри оценивает по 3-х бальной системе, а затем подводит итоги.
Ведущий: Вы плодотворно поработали, показали свои знания и умения.
Но самое главное, что вы должны вынести с сегодняшней встречи, это убежденность в том, что детей надо любить всем сердцем, что каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.
( Ш.А. Амонашвили)
Вот и пришла почта - наши письма с комплиментами (звучит музыка, адресаты читают свои письма) и затем потихоньку расходятся.
Литература:
- Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 2006. -272 с.
- Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников.-М.: Просвещение, 1990. - 330 с.
- Капчелл Г. И. Диагностика умственного развития детей поступающих в школу. Психологические особенности формирования личности школьника. - М.: Просвещение, 1983. - 190 с.
- Костинова М. Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дисс. канд. психол. наук. - Москва, 1985. – 270 с.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1987 .- 340 с.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 1991 .- 160 с.