Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 163
  • Скачиваний: 2

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкаль-ной деятельности. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритми-кой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произ-ведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и уме-ния, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразитель-ного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творче-ских способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.

Уроки музыки в школе помогают развиватьу детей необходимые универсальные спо-собности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.

Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не толь-ко слушать, но и слышать музыку.

С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рас-сказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки.

Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.

Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слу-шании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. Я применяю в своей работе ещётакие творческие задания как:

  • «10 фактов из жизни и творчества композитора. Это заданиеразвиваету детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску инфор-мации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
  • «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории со-здания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовногоразви-тия.
  • Проекты:«Музыка о войне», Творческий путь любимого исполнителя, История одного шедевра (о любимом произведении, Богатырская тема вмузыке и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отноше-ние и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.

Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзыв-чивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я при-меняю в своей работе.

  • Очень интересен такой приём, как игра на детскихмузыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес уучащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке ис-полнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.

Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой му-зыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструмен-тах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.

  • И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствующая творческомуразвитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоцио-нальный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение пе-ред аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепо-ститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, я применяю разнообразный комплекс педагогических приё-мов:

  • предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивиду-альных творческих способностей;
  • создание наурокеатмосферы творческой активности и личной заинтересованно-сти;
  • различные видымузыкальнойдеятельности школьников на уроке;
  • музыкально- художественная импровизация учителя;
  • разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их поста-новки перед детьми;
  • усложнение творческих заданий от занятия к занятию;
  • развитие природной музыкальности каждого ребёнка;
  • создание ситуации успеха.

Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяс-нение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Творчество учащихся должно гармонично вплетать-ся в урок, наряду с другими видами деятельности.

На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку оказы-ваются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно пом-нить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброже-лательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую лич-ность.

Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Пе-рефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей с раннего возраста может сформировать гармонично развитую личность в будущем

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: