Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 125
  • Скачиваний: 3

Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности

Хливецкая Анастасия Анатольевна

Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский педагогический колледж №1».

Аннотация. В статье рассматриваются особенности внеурочной деятельности по развитию читательского интереса младших школьников.

Ключевые слова. Читательский интерес, внеурочная деятельность, младший школьный возраст.

Главную и большую роль в жизни и развитии человека, конечно, играет книга. И важное её значение  в период интенсивного становления личности – в детские годы. Ведь книги, которые мы читаем в детстве, запоминаются нам на всю жизнь. Ни для кого не секрет, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека.

Решение проблемы читательских интересов младших школьников является актуальной для многих регионов Российской Федерации и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию В.Г.Горецкий, О.В.Климанова, З.И.Романовская.

Большинство авторов по-разному представляют понятие читательский интерес. Но многие пришли к выводу, что читательский интерес - это направленный интерес, который проявляется в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности без помощи взрослых добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявлением читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы активно oриентирoватьcя в книжных окружениях, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как ocновном кoмпoненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.[2,с.7]

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. [3,с.159-160]

Внеурочная деятельность- это почти все виды деятельности школьников, в которой в сooтветствии c основной oбpазoвательнoй пpoгpаммoй oбpазoвательнoгo учреждения решаются задачи воспитания, развития интересов, фopмирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность обязательный компонент образовательного процесса c позиций ФГОС НОО. [4,с.23]

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. [4,с.11]

Картину мира помогает увидеть книга. Именно она развивает интеллект учеников. Многие школьники посещают библиотеки, отдыхают с помощи книги. Большой словарный запас закладывает в ребенка, прочтенная им детская книга, читая книги можно представить некоторые события, в которые нельзя вернуться.

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса- это работа, осуществляемая после урока с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного интереса и развития обучающихся. Она предоставляет нам большие возможности для того, чтобы ученики смогли проявить интерес к чтению, сделать его в первую очередь любимым, но, к сожалению, в последнее время внеурочное занятие- это готовый сценарий, прорепетированный до такой степени, что уже даже не хочется присутствовать на занятиях. В основе подготовки и проведения внеурочных занятий должны быть взаимный интерес и заинтересованность педагога и учащихся. Никто не будет спорить, что энтузиазм заразителен. И чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников. [2,с.14]

Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. Многие педагоги используют разнообразные формы работ.

Основные из них:

  • Литературная игра;
  • Состязание чтецов;
  • Театральный фестиваль;
  • Литературная гостиная;
  • Диспут;
  • Интервью.

Очень важно включать в систему знаний родителей учащихся. Они хорошие помощники для своих детей, именно они помогут детям разобраться в необходимости в чтении. Существует следующая форма работы с родителями - коллективная. Включение родителей в процесс развития читательского интереса учащихся проходит как теоретически, так и практически.

При планировании внеурочной деятельности по развитию читательского интереса следует предусматривать:

  • разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
  • сочетание произведений различных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся);
  • использование различных форм деятельности (выставка, викторина, экскурсия);
  • приемы активизации читательской самостоятельности учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения).

Внеурочная деятельность является очень важным фактором развития читательского интереса. Главными задачами внеурочной деятельности являются: формирование и развитие читательских интересов, товарищества, дружбы, толерантности, уважения к Родине, к русскому языку, формирование этнических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках литературы, так и на внеурочных занятиях.

Важно развивать интерес к чтению, с младшего школьного возраста, потому что именно в этот период происходят и закладываются читательские умения и навыки. Учитывая степень начитанности  у ребёнка, читательские наклонности, можно педагогически формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.

Список литературы:

  • Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников./ А.Т.Алексеевская - М.- 2008- С. 18.
  • Братухина Л.П Развитие читательских интересов младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности./Л.П.Братухина – С.- 2012г – С. 94.
  • Кабанова-Меллер Е.Н «Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся»/Е.Н. Кабанова - Меллер - Москва: Просвещение - 2008. – С. 288.
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: введён 06. 10. 2009г., № 373 / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2017. – 35 с.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: