Правительством России в декабре 2004 года утверждены приоритетные направления, нацеленные на создание условий, обеспечивающих непрерывность, доступность, инвестиционную привлекательность и качество профессионального образования.
Понимая «качество образования как состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям человека и общества (различных социальных групп) в формировании и развитии профессиональных и социальных компетенций личности» [4 С. 44], можно выделить две составляющие качества образования:
- качество результата образования;
- качество образовательного процесса.
Управление качеством образовательного процесса на уровне учебного заведения – это целенаправленное, комплексное и скоординированное воздействие на образовательный процесс руководящего состава, педагогов и обучающихся в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников колледжа требованиям государственного образовательного стандарта.
Для эффективного управления качеством необходимы следующие условия:
1. наличие ясно сформулированной цели управления и критериев её достижения,
определённых до начала процесса управления;
2. наличие путей достижения цели – технологий управления;
3. наличие достоверной информации обо всех состояниях, целях, средствах и условиях функционирования каждого элемента педагогической системы;
4. возможность измерения показателей качества образовательного процесса на любом этапе управленческого цикла.
«Проблема эффективности управления качеством образования, реализуемого учреждением образования, может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и профессионализма управленческих и педагогических работников.
Эффективность управления характеризуется тем, насколько быстро наступает планируемое состояние объекта управления и насколько стабильно он в этом состоянии удерживается. Эффективность снижается, если управляющие сигналы либо неверны, либо несвоевременны, либо объект управления невосприимчив к управляющим сигналам
Верность и своевременность принятия решения менеджером образования (руководителем, педагогом) зависит от умения использовать образовательный мониторинг как средство управления». [9 с. 3]
Реализуя управленческий цикл, включающий:
- планирование – определение целей и средств их достижения на основе анализа исходного состояния объектов управления;
- организация – формирование и совершенствование взаимодействия между управляющей и управляемой системами для выполнения планов;
- руководство – постановка заданий подчиненным, анализ состояния коллектива, оценка работы подчиненных, принятие решений о поощрении и наказании и др.; главное содержание руководства – мотивационная деятельность в процессе управления образовательным процессом;
- контроль – сбор информации о процессе выполнения намеченных планов, мониторинг образовательного процесса;
Следовательно, в образовательном учреждении необходимо реализовать систему мониторинга образовательного процесса, в частности – педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент и может обеспечить прогноз его развития. (по А.Н. Майорову)
Отличие мониторинга от традиционного учёта деятельности преподавателей,. рейтинговой оценки работы, психологической и педагогической диагностики заключается в том, что он осуществляется систематически, равномерно.
Таким образом, перед руководящим составом и преподавателями любого образовательного учреждения стоит проблема разработки и внедрения модели мониторинга качества работы преподавателей.
Предполагаю, что внедрение модели мониторинга позволит решить следующие проблемы, актуальные для педагогического коллектива колледжа:
1. проблема накопления статистических данных, необходимых для выявления закономерностей образовательного процесса в колледже;
2. проблема создания базы данных о работе каждого преподавателя;
3. проблема объективной оценки качества работы преподавателей колледжа;
4. проблема мотивации преподавателей к работе по приоритетным направлениям развития колледжа;
Цель проекта: Разработка модели педагогического мониторинга для определения качества работы преподавателей Екатеринбургского монтажного колледжа
Объект проекта: мониторинг качества работы преподавателя
Предмет проекта: модель мониторинга и критериальная база оценки качества работы преподавателей Екатеринбургского монтажного колледжа
Задачи:
1. Разработка модели педагогического мониторинга для оценки качества работы преподавателей Екатеринбургского монтажного колледжа;
2. Методическое сопровождение реализации модели мониторинга для оценки качества работы преподавателей Екатеринбургского монтажного колледжа.