РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 130
  • Скачиваний: 0

Сафонова Екатерина Юрьевна

воспитатель

МБДОУ «Нердвинский детский сад»

Карагайский район.

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально – коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии, заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка, как можно раньше с различными видами профессий, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребѐнка должна сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятием.

 Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Все мы любим свой край и хотим, чтоб молодежь оставалась в родном селе и это еще одна причина, того, что детям необходимо с раннего возраста прививать любовь к родному краю, к сельским профессиям.

Цель вариативной части основной образовательной программы нашего ДОУ:

Воспитание любви к малой Родине, истории края, жизни народа, а это значит и о профессиях нашего края.

Я хочу рассказать, как знакомлю детей с профессиями нашего села с профессиями нашей малой Родины.

Цель моей работы: Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Воспитывать у детей уважение, интерес к профессиям нашего села, к профессиям родителей.

Чтобы реализовать поставленные задачи, составила план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществлялось с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Работу планирую по трем направлениям

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми
  3. Работа с социумом.

В работе с родителями в начале года выясняю в процессе тестирования, в какой форме им удобно рассказать о своей профессии детям. Разрабатываем с родителями планы, маршруты. Большую помощь оказывают родители по организации развивающей среды. Оформляют вместе с детьми книжки – малышки, альбомы. Организовывают встречи с интересными людьми, где сами рассказывают о своей профессии, проводят мастер классы для детей, или приглашают кого - либо из других организаций. Например, мама Маши Тудвасевой учительница проводила мастер класс с детьми «Декупаж шкатулки».

 
 

Также родители помогают оформлять выставки, стенды, лепбуки по данной теме.

 
 

Практикуем такую форму работы, как минипроекты. Родители совместно с детьми разрабатывают краткосрочные проекты : такие, как «Все профессии нужны, все профессии важны»; «Современные профессии». мама Вики Федоровой презентовала свою профессию - Мастер маникюра. Дети были в восторге.

Вошла в традицию детского сада такая форма работы: когда родители проводят занятия: Например, Мама Лизы Хозяшевой провела занятие «Профессия Агроном»; мама Дениса Тиунова провела беседу «Профессия пожарный» и  игру «Мы пожарные».

В группе с детьми я провожу беседы, дети самостоятельно создают мини проекты, вместе с родителями семейные лепбуки, макеты, выставки. Например лепбук - «Хлеб всему голова»».

Макеты - «Зерноток», « Мастерские», «Ферма»

 
 

Оформили с детьми альбомы: «Профессии мам, пап», «Сельские профессии», «Городские профессии», « Современные профессии», «Мужские профессии», «Женские профессии».

Дети знают главное предприятие в нашем селе, как оно называется ООО Агрофирма «Победа», как зовут председателя ( В.Н. Тунев).

Вместе с детьми мы создали фильм «История нашего села».

Ходили в правление колхоза, нам разрешили посмотреть архивы, альбомы, фотографии прошлых лет. Сначала мы с детьми и родителями создали альбом, а затем и фильм. Просматривая альбомы , фильм дети наглядно видят, как вырос колхоз, улучшились условия труда родителей. Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме я читаю детям художественную литературу, изучаю с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно – игровые ситуации, например: «Веселые поварята», с - р игры «Мы строители», «Я пожарный и т. д.

Очень действенный метод – экскурсии.

Мы с детьми ходим на зерноток, ферму, мастерские.

 
 
 
 

Детям очень нравятся такие походы. Зачастую экскурсоводами выступают родители детей. Например, мы с детьми ходили на экскурсии: на зерноток, где дети рассматривали зерно, как его сушат, где оно хранится, как его взвешивают, а на машинном дворе ООО Агрофирмы «Победа», дети рассматривали новейшие плуги, комбайны, сеялки, трактора и другую сельскохозяйственную технику. Каждый год ходим с детьми на пожарную часть, знакомимся с профессией Пожарный. С каждой экскурсии мы приносим фотографии, создаем альбомы, дети делятся своими впечатлениями. По фотографиям дети составляют описательные рассказы.

План экскурсий вместе с родителями разработали на весь учебный год. Проработали маршруты экскурсий. Также работаем с другими организациями (больница, школа, библиотека): составляем план, обсуждаем ход мероприятий и затем по плану идем с детьми в школьную библиотеку или на почту, в школу, магазины, в лесничество, в Дом культуры, где выступаем перед односельчанами, проводим совместные викторины, акции и т.д.

Я готовлю детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Я хочу, чтоб мои воспитанники понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни.

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо. Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Проведение работы по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость. Знакомство дошкольников с профессиями также расширяет общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей, формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: