Работа над дикцией на уроке сольного пения - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 190
  • Скачиваний: 20

ТЕМА УРОКА: Работа над дикцией на уроках сольного пения.

ЦЕЛЬ: Добиться четкой дикции и перенести навыки с упражнений на музыкальное произведение.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивающая:укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);
  2. Образовательная: активизация мышц голосового аппарата, его подвижность.
  3. Воспитательная:воспитание навыков ясного, внятного, чёткого произношения слов и фраз.

Форма проведения: Индивидуальная.

Год обучения: 2 курс.

Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).
Методическое обеспечение занятия:
- заставка «Работа над дикцией на уроках сольного пения».
Оборудование и материалы:
- класс;
- фортепиано;
-музыкальный центр;
-флэш-карта.

Ожидаемые результаты:
Знание физиологических особенностей голосового аппарата .Знание приемов артикуляционной гимнастики . Осознание необходимости развития певческого артикуляционного аппарата. Формирование навыков выполнения упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата . 

Ход Урока:
Организационный момент
Педагог: Здравствуй Дария! Я очень рада видеть тебя на уроке . Наше с тобой произношение должно быть четким, выразительным и громким. А для этого необходима хорошая дикция. Сегодня мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов . Для начало давай с тобой разберем, что означают такие понятия как дикция и артикуляция. Как ты думаешь, что такое дикция?????
Обучающаяся: Дикция -это правильно произношение слов.
Преподаватель : Правильно – это четкое, разборчивое произношение гласных и согласных звуков.. А как ты думаешь ,от чего зависит четкое произношение звуков????
Обучающаяся: Она зависит от губ и языка.

Преподаватель: Правильно. Разборчивое произношение всех звуков зависит от активности губ и языка и конечно от правильного дыхания. По другому можно сказать, что от артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относится : губы, щеки, язык, челюсти, зубы, небо, гортань с голосовыми связками и глотка. Правильная работа над артикуляцией делает звучание красивым. А для этого необходимо не зажимать челюсть, опускать ее свободно, верхнее небо должно быть на «зевке», очень важно четко произносить каждую букву. Что бы проконтролировать себя можно петь, глядя в зеркало. Этот прием хорошо помогает увидеть и исправить ошибки.
Преподаватель: Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Дария, скажи, пожалуйста, что мы с тобой каждый урок делаем прежде чем начать петь ????
Дария : Проговариваем скороговорки для того что бы была хорошая дикция. А еще на каждом занятии обязательно нужны упражнения для голоса – распевания, для того что бы наши связки разогрелись. 

Преподаватель: Правильно. Распевания нужно делать на каждом уроке, для того что бы наши голосовые связки становились крепче. Сегодня на уроке мы с тобой будем работать над артикуляцией, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни. В этой работе нам помогут простейшие упражнения.
Практическая часть.
Упражнение 1.
Цель: Развить продолжительность певческого дыхания.
Дыхательные упражнения.( Певческое дыхание требует систематической тренировки и постепенного развитии. Особое внимание уделить правильности дыхания – оно должно быть беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка». )-Дыхательная гимнастика  А.Н.Стрельниковой-Упражнение на тренировку брюшного пресса
Упражнение 2 .
Цель: Активизировать артикуляционный аппарат
Артикуляционные упражнения.

Преподаватель: Перед тем как мы приступим к вокальным упражнениям, нам нужно разогреть наши губы и язык. Каждое упражнение произносится 5-7 раз.
(Упражнения можно выполнять не все, в зависимости от текста произведения над которым идет работа в данный момент)
РЛИ, РЛЭ, РЛА, РЛО, РЛУ, РЛЫ
БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ
БКИ, БКЭ, БКА, БКО, БКУ, БКЫ
ПТХИ, ПТХЭ, ПТХА, ПТХО, ПТХУ, ПТХЫ
НГИ, НГЭ, НГА, НГО, НГУ, НГЫ
ГДИ, ГДЭ, ГДА, ГДО, ГДУ, ГДЫ
ВРИВЛ, ВРЭВЛ, ВРАВЛ, ВРОВЛ, ВРУВЛ, ВРЫВЛ
Скороговорки. Проговариваются на одном дыхании по 3-5 раз.
«Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки»
«В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами»
«Рисовала Лариса акварелью нарциссы, георгины гуашью рисовала Наташа»

Упражнение 3. 
Вокальные упражнения. Работу по распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз.
Исполнение упражнений не должно быть формальным и лишенным музыкальной фразы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка. Пение немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» . 
При пении И, Е, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные .Преподаватель.: А сейчас мы переходим к упражнениям на развитие голоса, то есть к вокальным упражнениям, благодаря которым наши голосовые связки разогреваются и правильно настраиваются.(Распевки).
Работа над дикцией и артикуляцией в песне Н.Тілендиев «Әке туралы жыр».
Преподаватель: Дария, ты просто умничка. Сегодня на уроке мы с тобой начнем разучивать куплет Н.Тілендиева «Әке туралы жыр». (Прослушиваем песню)
Преподаватель: Тебе понравилась песня??? О чем она???
Обучающаяся: Да, очень понравилась. Она про папу и про любовь к папе.

Работа над текстом.
Цель: Отработать правильное произношение текста.
а) прочитать 1 куплет и припев, выделяя опорные слова ( сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы. 
б) прочитать 1 куплет и припев «нараспев» протягивать гласные и коротко произносить согласные.
в) исполнение 1 куплета и припева -  сначала в медленном темпе , а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
Подведение итогов.
Преподаватель : Дария, давай подведем итог нашего занятия. Сегодня мы с тобой закрепили понятия, как дикция и артикуляция.
Обучающаяся : Дикция это отчетливое произношение слов. Артикуляция включает в себя грамотное произношение, исполнение гласных на скрытом зевке, высокая вокальная позиция, максимальное растягивание гласных и короткое произношение согласных звуков в любом ритме и темпе.
Преподаватель : А еще сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, над текстом твоей новой песни, работали над дыханием, над звуковеденим в целом.
Преподаватель : Домашнее задание. Выучить первый куплет наизусть. Делать упражнения на дикцию и укрепления дыхания .

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: