Пути и средства организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 132
  • Скачиваний: 5

   Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

   Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО сформулированы  и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

    На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания  над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.

   Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

   Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

   Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

   Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.

   Проанализировав опыт учителей-логопедов, а также опираясь на результаты своей деятельности я пришла к выводу, что установление партнерских взаимоотношений является условием успешности коррекционного воздействия.

   В своей практике мне часто приходится сталкиваться с непониманием родителями собственной значимости в вопросе преодоления речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

  • Родители не слышат недостатков в речи своих детей;
  • Взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

   Но время, благоприятное для коррекционной работы проходит, а дефекты речи остаются. В связи с чем ребенок сталкивается с проблемами в школьном обучении, выраженными нарушениями чтения и письма.   

  Одной из основных задач в работе с родителями, которую я стараюсь решить,  является создание условий для эффективного взаимодействия с родителями  детей-логопатов. В связи с чем мною в начале учебного года составляется планирование сотрудничества учителя-логопеда и семьи.

   Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается на первом организационном собрании, которое обычно проводится мной совместно с воспитателями в конце сентября. Целью этого собрания является:

  • обозначение задач совместной работы учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей;
  • рассказ о системе работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
  • анкетирование с целью сбора анамнестических данных на детей.

   В ходе собрания выясняю, готовы ли родители принимать активное участие в преодолении трудностей в речевом развитии детей. Существуют несколько видов родительских собраний: организационные, установочные, консультативные и т.д. Одним из наиболее эффективных видов я считаю собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов и собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания.

   В начале учебного года приглашаю родителей на индивидуальную консультацию с целью:

  • уточнения анамнестических данных;
  • заполнения речевых карт;
  • доведения до сведения родителей результатов обследования и индивидуального речевого маршрута;

   В ходе беседы акцентирую внимание на важности участия членов семьи в процессе формирования правильной речи.

   Очень важными в работе логопеда с детьми  являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. В условиях дошкольного учреждения вся система работы направлена не только на отработку навыков правильной речи у детей, но и на прочное закрепление приобретенных речевых навыков.

   Однако, несмотря на большие возможности многопланового и постоянного воздействия на речь ребенка-логопата, следует отметить, что автоматизация приобретенных навыков не всегда удается в сроки, предусмотренные пребыванием ребенка в дошкольном учреждении. Отсюда возникает необходимость закрепления полученных навыков на занятиях в домашних условиях. Как показывает мой опыт, родители не всегда умеют создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Этот вывод  побудил меня искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать дома условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями я считаю тренинг. Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей. С какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. С помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.

   Одним из видов работы, организуемых мною с целью демонстрации основных приемов и методов коррекционной работы с детьми, являются открытые занятия. Родители получают возможность следить за успехами своих детей, наблюдать, насколько их ребенок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности.

   Важная роль в сотрудничестве учителя-логопеда и родителей, по моему мнению, принадлежит домашним заданиям. В начале учебного года для выполнения этой работы мною на каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь. Задания даются еженедельно, обычно в пятницу. В каждую тетрадь я вкладываю памятку с правилами работы.

   Активно использую в своей деятельности индивидуальные формы работы – беседы и консультации. Беседа может возникать стихийно, а также по моей инициативе и запросу родителей. Планируя тематику бесед, я по возможности стремлюсь к охвату всех сторон речевого развития дошкольников. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания  детей. Беседу адресую конкретным людям. Подбираю рекомендации, подходящие для данной семьи. Начинаю беседу с положительной характеристики ребенка, указываю на его успехи.

   В начале учебного года планирую примерную тематику консультаций. Эта форма помогает мне ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна. Главное назначение консультации я вижу в том, чтобы убедить родителей – в дошкольном учреждении они могут получить  поддержку и совет логопеда.

   Важной составляющей взаимодействия ДОУ и семьи я считаю просвещение родителей. Это позволяет не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов и тематических выставок, но и доступно и убедительно дать нужную информацию логопедического характера. Весь представленный мною материал структурирован по направлениям, отвечает информационным запросам родителей, содержит не только текст, но и фотоматериалы.

   Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.

   Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения  и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи [Текст] / Л.С. Вакуленко – СП/б., 2011.
  • Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / Т.А. Данилина - М., 2003.
  • Залмаева Р.Я. Сам себе логопед [Текст] / Р.Я. Залмаева - СПб., 1995.
  • Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше -М., 1985.
  • Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду [Текст] / С.В. Чиркова - М., 2008.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: