Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы)
Фахуртдинова Р. Ф.
педагог-психолог
Рождение больного ребенка является мощным стрессовым фактором для семьи. На мой взгляд, задачей психолога, который осуществляет такого рода сопровождение, является помощь родителям в принятии проблемы и эффективном взаимодействии с ребенком, имеющим отклонение (риск отклонения) в развитии. Поэтому помощь необходимо оказывать и ребенку, это стимулирование и коррекция, а родителям в преодолении кризисной ситуации, связанной с рождением «особого» ребенка и формирования адекватного отношения к малышу и его возможностям.
Существуют различные формы оказания ранней помощи и раннего вмешательства детям с ОВЗ и их родителям. На сегодняшний день разработано большое количество отечественных и зарубежных методик (шкал, опросников для родителей, карт наблюдений) для обследования детей, начиная с младенчества, которыми удобно пользоваться и получать довольно четкое представление о специфике и тяжести дефекта, а также более легких нарушениях развития. Мы используем методики Стребелевой, Лавровой.
В нашем центре, где я работаю, внедрен комплексный подход оказания ранней помощи семьям, воспитывающим ребёнка трудностями в развитии.
Работа, по организации поддержки семьям, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья ведется по следующим направлениям:
- Консультативный прием, который включает в себя подробный сбор анамнеза, формулировку проблемы (запроса). Родители получают информацию об особенностях развития ребенка в зависимости от нарушения, возможных путях коррекции.
- Диагностическое обследование ребенка проводится командой специалистов: психологом, дефектологом, неврологом. Если есть необходимость, ребенок может быть направлен на комплексное диагностическое обследование консилиумом специалистов центра, в состав которого входят психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. На основании результатов комплексного обследования составляется заключение, содержащее как результаты обследования актуального уровня развития и психоэмоционального состояния ребенка, а также рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. Важным моментом является то, что родители получают развернутую информацию об актуальном развитии ребенка на настоящий момент и определить формы воспитания и обучения.
- Коррекционно-развивающая работа, которая может осуществляться в форме курсов индивидуальных, и/ или групповых занятий.
Групповые занятия. Важным моментом в работе с маленькими детьми мы считаем активное участие родителей на занятиях. Собственный опыт работы с маленькими детьми и их родителями на базе нашего Центра позволил мне разработать и апробировать программу для детско-родительской группы «Маленькие шаги в большой мир» для детей раннего возраста и их родителей, целью которой является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, повышение родительской компетенции в области воспитания и развития «особого» малыша.
В задачи программы входит:
- повышение уровня компетентности родителей в сфере общения и эффективного взаимодействия (развивающего, поддерживающего) со своим ребенком;
- обучение родителей конкретным приемам развития общих способностей ребенка, соответствующих данному возрасту: формирование представлений о свойствах предметов, сенсорных эталонах;
- развитие и совершенствование крупной моторики (упражнения и игры, направленные на формирование у детей естественных видов движений);
- стимулирование социального развития, побуждение к взаимодействию с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных навыков, поощрение проявлений ребёнком доброжелательности, способствование к формированию интереса ко всем видам детской деятельности, побуждение к проявлению собственной активности.
В программу включены элементы музыкальной терапии и сенсомоторной коррекции.
Методы, используемые на занятиях:
Игровая терапия - это эффективный метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Тактильная стимуляция – как метод снятия напряжения, зажимов и расширения опыта с миром.
В процессе сопровождения семьи, отслеживается динамика результатов курса коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, психологическое сопровождение включает в себя несколько этапов: консультативный прием, диагностика, непосредственно формирующий этап в виде индивидуальных и/или групповых занятий, прохождение по мере необходимости консилиума специалистов центра, разработка индивидуальных рекомендаций.
Я хочу поделиться положительными результатами полученные в ходе реализации программы:
- примерно 30 % детей стали посещать другие учреждения: развивающие Центры, ДОУ.
- у детей снизилась тревожность, могут находиться в среде сверстников
- проявляют самостоятельность при выполнении заданий
- осваивают алгоритм занятий;
Примеры:
Саша Д., д-оз с. Дауна. Поступил к нам на реабилитацию в возрасте 1,6 лет, сейчас ему3 года, Прошел три реабилитационных периода. В первом реабилитационном периоде мальчик отказывался от выполнения заданий, не проявлял интереса ни к одному предложенному виду деятельности и игрушкам. В поведении наблюдался плач, крик, не заходил в кабинеты, цеплялся за маму. Мама была настроена отказаться от реабилитации. Команда специалистов, обсудив ситуацию решили, что если сейчас семья откажется от занятий, то у ребенка и не сформируются познавательный интерес, мотивация к деятельности, навык общения в среде сверстников. С мамой была проведена консультация, где были даны рекомендации по поддержке ребенка, простроению отношений с ним на занятиях. специалисты стали обращать внимание мамы даже на незначительные успехи ребенка. Родители других детей поддерживали маму, говорили, что у Саши получилось, что он старается. По окончании реабилитационного периода мальчик стал спокойно заходить в кабинет, появилась вокализация, положительно реагировал на музыку, игры с мячом, крупой, пластилином. Сейчас Саша посещает ДОУ.
Настя А. (д-оз ДЦП). Поступила к нам в возрасте 1,6 лет. Девочка была очень привязана к маме, капризничала, плакала, отказывалась от деятельности, хотя проявляла интерес к игрушкам. На данный момент прошла два курса реабилитации и можно отметить хорошую динамику и в игровой деятельности, и в физическом развитии и в продуктивной. Девочка самостоятельно и по словесной инструкции выполняет задания, проявляет инициативу к общению с участниками группы, появилась ходьба. Конечно много зависит от активного участия родителей в реабилитационных мероприятиях. Родителей следует подготовить к продуктивному сотрудничеству. В случае неготовности родителя работа психолога может оказаться неэффективной.
Анализ собственной деятельности показывает, что работа с родителями в процессе сопровождения ребенка оказывает положительные результаты при соблюдении следующих условий: информирование родителей об особенностях ребенка, которые накладывает то или иное нарушение; повышение психологической компетентности родителей; обучение родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком на индивидуальных занятиях и в детско-родительской группе.
В заключение хочется отметить, что в течение года в центре «Подсолнух» программу ранней помощи проходят 60 городских семей и мы еще оказываем услуги «домашнего визитирования» в пяти сельских районах области. Команда специалистов выезжает на дом и на месте организуется диагностико- консультативная работа. В течение года такая услуга предоставляется 25 семьям. Главным регламентирующим документом в области ранней по мощи и раннего вмешательства является сегодня «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 г.».