Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет дополнительного образования и повышения квалификации
Кафедра дошкольной педагогики
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Произвольное поведение и внимание в младшем дошкольном возрасте.
Автор работы: слушатель программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» - Нуретдинова А.Ж. (5 группа)
Руководитель работы: к.п.н., доцент, Силакова.М.М.
Ульяновск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................7
1.1 Психолого-педагогические основы произвольного поведения и внимания детей младшего дошкольного возраста..........................................................5
1.2 Современные исследования совершенствования процесса произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста............................................10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования....................................................................................................21
2.2 Констатирующий этап исследования........................................................23
2.3 Формирующий этап эксперимента...........................................................25
2.4 Контрольный этап эксперимента...............................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................28
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................30
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Пути совершенствования произвольного внимания детей младшего дошкольного возраста.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: пути совершенствования произвольного внимания.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что усовершенствование методов и приёмов произвольного внимания детей дошкольного возраста будет эффективно влиять на формирование внимания, при условии его систематической тренировки, которая сможет повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Цель исследования: выявить пути совершенствования произвольного внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить произвольное внимание детей младшего дошкольного возраста в теоретических концепциях отечественных и зарубежных исследователей.
2. Разработать и апробировать методику усовершенствования развития произвольного внимания дошкольника.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики с детьми младшего дошкольного возраста.
В работе были использованы такие методы исследования, как:
ü анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
ü изучение передового педагогического опыта;
ü психолого-педагогический эксперимент;
ü наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольной памяти дошкольника.
Практическая значимость исследования заключается в разработке иных методов и приёмов, способствующих развитию произвольной памяти дошкольника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогические основы произвольного поведения и внимания детей младшего дошкольного возраста.
В развитии внимания и поведения у детей существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, поведения опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребенка.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение умственной деятельности и применения их в различных условиях - сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка.
«Образованным человеком называется тот, - писал Н. П. Чернышевский, - кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить».
Конечно, детское мышление могло бы развиваться без влияния социальной среды, - но в этом случае оно развивалось бы медленно и односторонне. Фактически же всякий ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающими его людьми, с их вопросами и их ответами на собственные вопросы ребенка. Ребенок не развивается в пустоте, - его мысли вызывают иногда одобрение, иногда смех; иногда взрослые подтверждают и истолковывают мысль ребенка, иногда показывают ее ошибочность, задают ребенку вопрос, «почему ты так думаешь?» Особенно стимулирующее влияние имеют отзвуки со стороны сверстников, от которых ребенку особенно неприятно слышать ироническое отношение к его мысли. Мысль наша, развиваясь в этих условиях, получает такую форму, чтобы стать способной быть усвоенной другими, - на этой именно почве оформляется и закрепляется «логическая» структура мысли.
У детей дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более доступно установление самых разнообразных связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Мысль ребенка напряженно работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.
Для развития логического мышления ребенка особое значение приобретают вопросы. Вопрос - это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребенка с другими детьми, вопрос побуждает детей к логическому мышлению. Но большое количество вопросов часто приносит вред. У детей ослабевает внимание, они становятся неинтересными, дети отвлекаются, начинают шалить, так как думать им совсем не над чем. Это особенно видно, когда вопросы очень легкие, элементарные. Например, при разговоре о погоде : «Что надевают на ноги?», «Куда улетают птицы?», «Как оделись люди?» Дети это хорошо знают, поэтому они просто выдают готовые знания. Активна только память детей, для работы мышления пищи нет. Мыслительный процесс возникает в том случае, если поставленная задача требует от ребенка перегруппировки имеющих знаний. Там, где нет «ломания головы», где нет усилия, напряжения, вызванного поисками решения, - там нет и мышления.
Умственное воспитание имеет следующее значение:
. Содействие эстетическому воспитанию
. Развитие ума ребенка и его психических процессов
. Формирование системы знаний, развивается речь
. Содействует трудовому воспитанию, т.к. умственное воспитание - это трудовой процесс и прежде чем что - то сделать необходимо поставить определенную цель и спланировать дальнейшую деятельность.
. Содействует нравственному воспитанию (любовь к животным, бережное отношение к окружающим, взаимопомощь)
. Содействие физическому воспитанию, т.к. если ребенок физически нездоров, то плохо усваивает знания, поэтому чтобы физически развиваться надо быть интеллектуально развитым.
Произвольное внимание и поведение направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело, смысла которого человек не видит, и выполняет его, подчиняясь требованиям других. Такое поведение особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует большого волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий. Ясно, что детям преддошкольного возраста произвольное внимание недоступно.
Частота переходов одного вида внимания в другой, так же как и устойчивость одной доминанты, в значительной мере определяется особенностями высшей нервной деятельности. Как известно, у ребенка доминанта характеризуется неуравновешенностью с преобладанием возбуждения над торможением и тенденцией к широкой иррадиации нервного процесса по коре мозга. У детей с повышенной или легкой возбудимостью внимание быстро направляется на необходимую деятельность или на тот предмет, с которым предстоит работа. Однако сохранять образовавшуюся доминанту таким детям труднее, чем детям с медленной возбудимостью и трудной переключаемостью нервной деятельности.
Нельзя забывать, что для учеников любого типа нервной системы характерны периодические колебания внимания. Такие «волны» внимания и отвлечения от основной деятельности наблюдаются тем чаще, чем младше ребенок, чем менее он активен, чем более длительна и однообразна работа.
Произвольное внимание как вид относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Психологический механизм его возникновения связан с человеческой деятельностью и постановкой всевозможных целей.
Формирование цели, подбор подходящей модели действий для ее реализации, коррекция производимых действий и последующая оценка полученного результата осуществляются под контролем произвольно внимания.
Произвольное внимание и воля неразрывно связаны между собой. Собственно этот вид внимания возникает всякий раз, когда мы решаем сознательно сконцентрировать и уделить внимание объекту, который наше сознание сочло значимым для нас.
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть 0история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии , а вне личности ребенка.
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.
Знаменитый американский философ и психолог, основатель прагматизма Уильям Джеймс, писал касательно произвольного внимания, что «главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания».
Характерной особенностью его работы является то, что основные управляющие сигналы оно получает от второй сигнальной системы, в отличие от непроизвольного внимания, управляемого первой сигнальной системой. (Напомним, что первую сигнальную систему образуют все раздражители наших органов чувств, а вторую - речь и письменность). Именно по этой причине этот вид внимания относят к высшим психическим функциям.
Психологи, исследовавшие этот вид внимания установили, что его задатки начинают формироваться у детей, приблизительно с 2 лет с помощью манипуляций с различными предметами и попыток говорить. Учеными установлено, что приблизительно до 2,5 лет ребенок не может воспроизвести действие, связанное с некоторым предметом, не имея при этом самого предмета.
Первые ярко выраженные и отчетливые проявления внимания дети начинают демонстрировать, начиная примерно с 5 лет. С этого возраста ребенок приобретает и оттачивает способность выполнять задания самостоятельно, управляя своим волевым вниманием.
1.2 Современные исследования совершенствования процесса произвольного поведения и внимания детей младшего дошкольного возраста
Большое значение для развития произвольного поведения и внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.
Содержание и характер деятельности, которую организовывает воспитатель детского учреждения, определяют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает. При организации своей работы должен опираться на следующие положения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10-15 мин, в младшей 20-25 мин, в старшей 25- 30 мин.
Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии и гигиены. Поскольку у детей детского возраста сильнее развито непроизвольное внимание, воспитатель должен опираться на него в своей работе. Причем в процессе работы он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.
Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внимание. Рациональное чередование видов деятельности способствует поддержанию устойчивого внимания. Так, например, после занятий физкультурой, когда дети очень возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.
Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности. Нельзя на одном занятии вводить сразу 3-5 новых компонентов. Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распределение, переключение, объем) внимания ребенка характеризуются рядом специфических особенностей:
. Ребенок дошкольного возраста способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным колебаниям.
. Внимание ребенка дошкольного и младшего школьного возраста легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности.
. Внимание привлекается ярким, сильным, неожиданным раздражителем. Ребенок дошкольного возраста не в состоянии правильно управлять своим вниманием.
. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состоянии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.
. Чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Поведение детей легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспринимаемые ребенком предметы. Только к младшему и старшему детскому возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут привлечь внимание ребенка.
. Распределение внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста развито еще слабо. Ребенок практически не в состоянии выполнять два или более видов деятельности одновременно.
. Поведение детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется небольшим объемом в сравнении с подростками и взрослыми.
. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания детей.
Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника - игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Какие же игры могут вызвать у дошкольника повышенный эмоциональный интерес?
Наибольшую заинтересованность у дошкольников вызывают сюжетно-ролевые игры. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
В ролевой игре в качестве опосредующего звена между ребенком и правилом поведения стоит роль. Правило, соотнесенное с ролью, осознается ребенком значительно легче, чем правило неигровой деятельности, адресованное непосредственно самому ребенку. «Вся игра находится во власти привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» .
Л.С. Выготский, рассматривая формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы, писал: «Ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется... В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию. Итак, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка - действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.
Сюжетно-ролевая игра является своеобразной школой детской воли. «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»- писал А.С. Макаренко. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действия, исполняет его, проявляет определенное усилие при преодолении препятствий, оценивает результат своего действия.
Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности. Произвольность, в свою очередь, обеспечивает достаточный уровень игровой мотивации.
Для поддержания игровой мотивации воспитателю необходимо создавать условия для самостоятельной и творческой игры, вызывать интерес, любознательность и целеустремленность старших дошкольников используя для активизации сюжетно-ролевой игры дошкольника произведения художественной литературы, картины художников, кинофильмы и слайды и т.д., а также его конструктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок для последующей ролевой игры).
Таким образом, сюжетно-ролевая игра дает возможность с одной стороны, поступать согласно собственным намерениям, а с другой подчиняться определенным законам, нормам, правилам, т.е. строить произвольное поведение. В подготовительных группах необходимо развивать немного ролевых игр, но в таком сочетании, которое обеспечивало бы формирование чувств и устойчивых интересов ребенка и на этой основе волевых черт его характера, и тем самым произвольного внимания.
Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешне определяемого к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода от непроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если дошкольника 4-5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
Виды дидактических игр, их влияние на развитие внимания детей дошкольного возраста
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В младшей группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок» объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в младшей и старших группах целое делят на 8-10 частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Таким образом сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а так же большое влияние оказывают на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели, задачи, научные предположения и методика экспериментального исследования
Целью данного исследования является поиск путей совершенствования произвольного поведения и внимания детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие произвольного внимания и поведения детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: пути совершенствования произвольного внимания и поведения.
Гипотеза: мы предполагаем, что, организовав специальную работу с детьми при реализации различных методов и приемов, сможем активно способствовать совершенствованию произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень сформированности произвольного внимания и поведения детей
2. Разработать и апробировать методику, игры и упражнения, направленные на совершенствование произвольного внимания дошкольников.
3. Проанализировать и сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы.
Исследование строилось на следующих принципах:
• индивидуальный подход (учет индивидуальных качеств личности);
• доступность;
• валидность;
• учета ведущего вида деятельности.
Состав испытуемых: в исследовании участвовала одна подгруппа 2 младшей группы «Б» общеразвивающей направленности МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда в количестве 10 детей. Характеристика испытуемых: все дети одного года рождения (2011г.), имеющие примерно одинаковую базу знаний.
Выборка детей была организована с учетом следующих критериев:
- возраст детей: все дети приблизительно одного возраста;
- половое различие: в исследовании принимали участие и девочки и мальчики;
- все дети прошли адаптацию к ДОУ.
Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе эксперимента нами выявлялся уровень развития произвольного поведения и внимания у детей этих группы.
На втором этапе были апробированы различные игры и упражнения, направленные на формирование произвольного поведения и внимания дошкольников. Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения коррекционно-развивающей программы.
2.2 Констатирующий этап исследования
Цель эксперимента: выявить уровень сформированности произвольного внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:
- выявить уровень сформированности произвольного внимания детей
- подобрать методы психологического исследования
- выявить уровень произвольного внимания детей.
- проанализировать результат диагностики
Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Именно поэтому исследование проводилось в спальне, где для этих целей было приготовлено рабочее место для ребенка с заранее подготовленными материалами.
Методика диагностики, используемая для изучения уровня развития произвольного внимания включала игровое задание «Расставь как было» (Прилож