По данным статистики 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, среди школьников с умственной отсталостью в 2 раза возросла частота выраженных нарушений процессов нейродинамики, Особой проблемой в последние годы стали социальнозависимые болезни. По оценкам специалистов факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, является снижение их физической активности. Так, дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%. Кроме того, культивируемая в последнее десятилетие «культура быстрого питания» приводит к массовому ожирению, дефициту витаминов и проблемам ЖКТ, сердечно-сосудистым нарушениям. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья умственно отсталых младших школьников, в основу которой положены культурологический, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования социальных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья обучающихся.
Цель программы курса (на уровне личности обучающегося) – младший школьник, который имеет знания по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья и умеет осознанно применять практические навыки здорового образа жизни.
Задачи программы курса:
- формировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- побуждать желание заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни;
- формировать установки на здоровое питание;
- формировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формировать негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики);
- формировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Ожидаемые предметные, личностные результаты.
Ожидаемые предметные результаты:
1 уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь)
- знает и понимает что такое здоровье, как его охранять;
- умеет выполнять несложные физические упражнения, играет в подвижные игры;
- соблюдает правила поведения в играх.
2 уровень (школьник ценит общественную жизнь)
- знает признаки здорового человека не имеющего вредных привычек;
- владеет навыками личной гигиены;
- знает комплексы физических упражнений, подвижные игры;
- знает о пользе полезных продуктов;
3 уровень(школьник самостоятельно действует в общественной жизни)
- применяет известные способы ЗОЖ в общественной и повседневной жизни;
- самостоятельно использует в жизни навыки личной гигиены;
- может провести зарядку для сверстников;
- использует в пище полезные продукты;
-занимается определенным спорта, посещает спортивные мероприятия.
Ожидаемые личностные результаты:
1 уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь)
- готовность управлять своими чувствами;
- готовность анализировать жизненные ситуации;
- способность отрабатывать навыки общения;
- спокойно возражать в конфликтных ситуациях.
2 уровень (школьник ценит общественную жизнь)
- применять под руководством учителя приемы снижающие страх, тревогу;
- принимать решения после анализа ситуаций;
- следовать своим убеждениям;
- четко выражать свои мысли.
3 уровень(школьник самостоятельно действует в общественной жизни)
- способность самостоятельно управлять своими чувствами;
- самостоятельно делать правильный выбор, принимать решения;
- ценить собственную значимость;
- определять полезные увлечения, укрепляющие здоровье.
Формы и режим занятий. Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая заинтересует учащихся занятиями спортом. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включать игровые, здоровьесберегающие технологии. Важно, чтобы методы и приемы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие двигательной активности, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий:
Беседы, тесты, просмотр тематических видеофильмов и презентаций; экскурсии; дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурс рисунков и плакатов.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные и коллективные (групповые, парные).
Режим занятий: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Время проведения занятий – 40 минут.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Результативность освоения программы курса
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей направленностью.
Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач исходя из прогнозируемых предметных и личностных результатов.
Формой предъявления результата является активное