1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Читайка» разработана на 2018-2019 учебный год для организации дополнительного образования дошкольников старшего возраста.
Конечно, важнее не учить ребеѐнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, береѐтся за это, в результате ребеѐнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучению чтению создаеѐт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. Если у 6 летнего ребеѐнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а за тем вновь (через год) возбуждать это стремление.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать.
Обучающая задача:
- В игровой форме ввести детей в письменность;
- сделать для ребеѐнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
- познакомить с терминами: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение
- развивать умение печатать буквы развивать мелкую моторику пальчиков.
Развивающая задача: развивать внимание, умение думать, слушать и слышать, желание читать.
Воспитательная задача:
- Воспитывать старательность, усидчивость.
- Воспитывать любовь к чтению.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуком нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомства с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребеѐнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слов.
Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того, чтобы научиться читать, ребеѐнку нужно сделать два важных открытия: с начала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Звуковой анализ слова ребеѐнок может делать с помощью интонационного подчеѐркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (дддом, дооом, доммм) Главная задача всей работы – сделать для ребеѐнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твеѐрдые и мягкие согласные, ставиться новая задача, запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более леѐгкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить их из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т. д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребеѐнка.
С помощью игр со звуками со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Преподавателю следует подбадривать, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Особенности программы
За основу построения программы взятыы принцип системы дошкольного обучения Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения, методика обучения чтению по букварю Жуковой Н.С. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. Эльконин).
К отличительным особенностям программы относятся:
- ведущий вид деятельности – игровая, что соответствует возрастным особенностям дошкольника: позволяет легко увлечь ребенка, используя мотив личной заинтересованности.
- программа - разноуровневая: учитывает зону ближайшего развития и индивидуальный темп продвижения каждого ребенка;
- программа - здоровьесберегающая: осанка, зрение, эмоциональный комфорт
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
В результате занятий дети должны знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- гигиенические правила письма;
- правильное положение тетради при письме.
Уметь:
- вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть твердые и мягкие звуки;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать ручку;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
- штриховать нарисованные предметы разными видами штриховки