Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 136
  • Скачиваний: 5

«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР»

         В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), потому что существует множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность    составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь;

-  неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.  В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

    Процесс коррекции и обучения детей с ОНР требует длительного времени и отнимает у детей много сил. Важной особенностью речи ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Работая учителем - логопедом я заметила, что со временем у детей утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Ребенок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Очень трудно бывает удержать внимание ребенка, пробудить интерес к процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. Как показывает практика, одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить использование мнемотехники, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно - графические схемы, предметно – схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Задачи:

- Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

- Учить расширять высказывания описательного характера;

- Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия);

- Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

- Развивать логику, образное мышление;

- Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- Развивать смекалку, тренировать внимание;

- Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;

- Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников;

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

  • Кодирование в образы, - знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям
  • Запоминание (соединение двух образов)
  • Запоминание последовательности
  • Закрепление в памяти (замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку)

Мнемотехника помогает в развитии

  • связной речи
  • ассоциативного мышления
  • зрительной и слуховой памяти
  • воображения
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В основе мнемотехники лежит принцип замещения, при котором реальные предметы замещаются рисунком, схемой, значком. Использование мнемотехники вызывает у ребенка-дошкольника интерес и позволяет преодолеть быструю утомляемость, поддержать пластичность и легкую обучаемость малыша.

Предлагаю варианты использования мнемотехники в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

Использую для:

  1. Развитие артикуляционной моторики

При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями,  можно показать,  при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

  1. Обогащение словарного запаса (образование однокоренных слов)

Первой важной задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря. Для обогащения словарного запаса на логопедических занятиях нами  используются следующие игры:

 Игра «“Снежная картинка”

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержание:

Детям предлагают рассмотреть картинку, на которой нарисованы слова, которые похожи на слово «снег»

Если слово ласковое, маленькое – снежок.

Если слово длинное – снегопад.

Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Если слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Если слово – цветок – подснежник.

Если слово — птица — снегирь.

  1. Формирования грамматического строя речи.

С раннего возраста ребенок должен усвоить грамматические значения родного языка, без чего невозможно понимать речь. Он может знать лексическое значение слов «кукла», «спать», но не знать грамматического значения («кукла спит», «кукла выспалась», или «куклу кладут спать»), что влечет значительные трудности в процессе обучения ребенка в школе.

Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить. К. Д. Ушинский писал, что «грамматически правильная устная речь есть не только знания, но и привычка – очень сложная и разнообразная система легких привычек выражать свои мысли правильно устно и на письме».

Работу по формированию грамматически правильной речи детей мы ведем в двух направлениях: морфологическом и синтаксическом.

На мой взгляд, основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую мнемотаблицы, перфокарты, дидактические игры. Они непродолжительны (от 5 до 10 минут), чаще всего в игровой форме.

Остановлюсь на примере знакомства детей с падежами:

Это кто? Белка                                                   

Нет кого? Белки

Рад кому? Белке

Вижу кого? Белку

Доволен кем? Белкой

Думаю о ком? о Белке

  1. Развитие речи (заучивание стихотворений, отгадывание загадок, пересказ)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

При обучении связной речи мнемотехника  может быть использована в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе приемы мнемотехники, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. положительно влиять на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использованная литература:

  1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  3. Давьщова Т.Г.Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Ефименкова Л.Н.Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.– М., 2007.
  6. Кудрова Т.И.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  7. Омельченко Л.В.Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец.– М., 2007.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю.Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: