Современное образовательное пространство характеризуется особым динамизмом инновационных процессов, что требует особого внимания к проблеме повышения профессиональной компетенции педагогов.
Психологическая компетентность – важнейшая составляющая профессиональной компетенции, представляющая собой интегральное профессионально личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта.
Психологический анализ позволил выявить наиболее типичные затруднения в организации учебного процесса молодыми преподавателями:
недостаточный уровень сформированности социально- перцептивных умений;
− недостаток гибкости в ситуациях педагогического общения;
− проблемы самоконтроля коммуникативного поведения;
− низкий уровень конфликтной компетентности;
− затруднения в когнитивной пристройке к понятийному пространству студента.
− затруднения в создании позитивной установки на взаимодействие в процессе воспитательных мероприятий.
Эти затруднения во многом спровоцированы психологическими особенностями студентов колледжа:
игнорирование взрослого как компетентного партнера;
− нивелирование ценностей компетентного стиля жизни;
− бравада некомпетентностью;
− агрессия в адрес компетентных людей; − страх оказаться неэффективным и боязнь обратиться за «помощью»;
− «комплекс Робинзона», когда студент отказывается использовать опыт и знания других, а также их поддержку.
Психологи отмечают, что для большинства подростков характерны:
Клиповость - способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде
Мышление - ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями, т.е. объем информации должен умещаться на экране компьютера
Гиперактивность
Неустойчивость внимания - Информация должна даваться легко, доступно и наглядно.
Преподаватели колледжа отмечают, что в каждой учебной группе есть студенты, которые хотят учиться, для них знание имеют высокую ценность, у них адекватный профессиональный выбор и есть студенты с неадекватным профессиональным выбором, для которых культура, образование, знания девальвируются, теряют ценность.
Психолого - педагогическая компетентность педагога заключается в умении выстроить учебный процесс с учетом этих особенностей студентов.
Необходимо хорошо структурировать образовательную деятельность.
2. Обеспечивайте обратную связь.
3. Сделайте учебный материал ярким и зримым.
4. Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия,
● 5. Руководите мудро
6. Помните о важности устной коммуникации.
Таким образом психологическая компетентность педагога обеспечивает реализацию ФГОС и подготовку студентов к международному чемпионату Worldskill sRussia, который подтвердил, что предпринимательское мышление является одним из важнейших навыков современного человека, основу которого составляют критическое мышление, любознательность и творческий подход.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адольф В. А. «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя» [Текст]: В.А.Адольф - Педагогика: 1998 №1.- с. 72-75 – 310с.
2. Амельченко Г.В. «Профессиональная компетентность специалиста. Теоретические основы: [Текст]: Г.В. Амельченко монография – Чита: Чит ГУ 2006.- 266с.
3. Вербицкий А.А. «Личностный и копетеннтностный подход в образовании: проблемы интеграции [Текст]: А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова, - М.: Логос, 2010.- 357с.