Основным богатством государства, достоянием любой нации является здоровье населения. Именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию[1].
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[4].Именно в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления[3].Актуальностью проектной деятельности обучающихся является, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития, выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Использование проектной технологии на уроке физической культуры, во внеурочное время позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность обучающихся, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования[2].
Вначале работы выявляются одаренные и нестандартно мыслящиеся обучающиеся, увлеченные физической культурой. Для успешного развития способностей всех учеников активно применяются различные педагогические технологии: личностно - ориентированное развивающее обучение, технологию уровневой дифференциации, проблемное обучение; проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.
Внедрение метода проектов в преподавание физической культуры способствует - повышение интереса к предмету у обучающихся, сотрудничество с учителем и классом, стремление находить ответы на вопросы, приобретают навыки анализа [5]. Цель проектной деятельности: сформировать у обучающихся сознательное отношение к своему здоровью, развивать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
1) Развитие познавательного интереса к уроку физической культуры на основе проектной деятельности.
2) Развитие исследовательских умений обучающихся.
3) Интегрированность процесса обучения.
С постановки целей начинается работа над проектом. Именно цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Проекты обучающихся участвуют в различных номинациях:
- Здоровый образ жизни, физическая культура и сохранение здоровья.
- Туризм (туристические проекты).
- Медицина (медицинские проекты).
- История (исторические проекты, связанные с формирования здорового образа жизни).
- Осанка (проекты, предусматривающие составление комплекса упражнений для исправления осанки).
- «Будьте здоровы!» (проекты, направленные на организацию мероприятий по сохранению здоровья человека, на формирование здорового образа жизни современного человека).
- «Мода на спорт» (повышение уровня физической культуры населения и формирование здорового образа жизни через привлечение жителей города).
- Пропаганда здорового образа жизни (проекты социальной рекламы).
Обучающиеся выбирают следующие виды проектов:
- Информационный( поисковый)- сбор и анализ информации.
- Исследовательский- проведение исследования для ответа на проблемный познавательный вопрос.
- Прикладной(практико-ориентированный)- разработки решения практической значимой задачи.
- Социальный- поиск путей решения проблем сообщества.
- Творческий - поиск способа привлечения внимания сообщества к социальной проблеме.
Обучающиеся выбирают следующие виды проектов:
Информационный проект: «Воркаут в Белгороде», «Скандинавская ходьба», «Алтимат- фрисби»;
Исследовательские: «Здоровье -богатство на все времена», «Будьте здоровы»;
Практико-ориентированный проект: «Сохранение и укрепление здоровья»;
Проект социальной рекламы «Мы- за здоровый образ жизни»;
Эти проекты позволяют собрать и проанализировать информацию о развитии воркаута,алтимат-фрисби, скандинавская ходьба в г.Белгороде. Исследовательские проекты дают ответ на проблемный вопрос о здоровье. Практико-ориентированные проекты мы решаем практическую задачу по сохранению и укреплению здоровья. Проект социальной рекламы позволяют решать различные проблемы общества, привлекают внимание учеников к различным социальным проблемам.
Выбор тематики проектов выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по физической культуре, естественных профессиональных интересов, и способностей учащихся. Тематика проектов предлагается и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Темы проектов касаются теоретического вопроса по физической культуре. Например, очень часто обучающиеся выбирают темы о питании, о влиянии физического упражнения на коррекцию телосложения. Чаще, однако, темы проектов, выбираются учащимися по практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Обучающийся должен уметь определять цель, выбирать источник информации, находить способы решения, организовывать свою деятельность, сотрудничать в коллективе, группе, оценивать результаты своей деятельности. Проекты выполняются группами и персонально. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Практическая значимость проектов направлена на воспитание активного, инициативного, самостоятельного и здорового человека, способного к постоянному совершенствованию. Проекты в учебной и внеучебной деятельности - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории традиционных и нетрадиционных видов спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным: обучающиеся самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений, овладения физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств[5].
Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Такой вид работы формирует уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теоретических основах предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. [3]
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни, он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, что позволит ему реализоваться в современном обществе[4].