Авторская сказка как средство формирования взаимопомощи старшего дошкольного возраста - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: Владелец удалил файлы либо закрыл к ним доступ
  • Просмотров: 188
  • Скачиваний: 4

Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобретает особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня развития нации требует возрождения духовно-нравственной иерархии ценностей. Самый сензитивный, чувствительный возраст к восприятию общепринятых моральных норм – это дошкольный возраст, а особенно старший дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок начинает особенно точно воспринимать моральные категории добро-зло, хорошо-плохо и т.д. Именно в этом возрасте надо воспитывать в ребенке такие качества как добропорядочность, честность, вежливость и взаимопомощь.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
  • в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.

Большое значение  приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, т. к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.

 Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

Проблема  дружеских взаимоотношений исследовалась в нашей стране в 50-70-е годы, но современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками, в определенных привычках поведения, выступающих необходимыми для складывания детского коллектива. Так проблемы формирования дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р. И. Жуковской, К. А. Климовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской и др.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

К примеру, по средствам авторской сказки, именно она приобщает ребенка к культуре, нравственности, традициям его народа, демонстрирует различные виды коммуникации, развивает творческий потенциал личности.

Как отмечают современные исследователи, сегодня в практике работы дошкольного учреждения педагогами авторская сказка как средство формирования дружеских отношений у детей используется недостаточно. В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей. Такое узкое использование сказочных произведений, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину, раскрыть воспитательный потенциал произведения.

Таким образом, имеет место противоречие между степенью разработанности проблемы формирования дружеских взаимоотношений и сложившейся практикой нравственного воспитания дошкольников с использованием авторской сказки. Это обусловило выбор темы нашего исследования:  «Авторская сказка как средство формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста».

Объект исследования - формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – авторская сказка как средство формирования взаимопомощи.

Цель исследования – теоретически изучить влияние авторской сказки на формирование взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия нравственное воспитание.
  2. Изучить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
  3. Рассмотреть понятие взаимопомощи у дошкольников.
  4. Изучить авторскую сказку и методики, позволяющие с ней работать.
  5. Рассмотреть психологические характеристики детей шести лет.

Методы исследования:

Теоретические: анализ педагогической, психологической, философской, изучение опыта психотерапии, а именно - сказкотерапии как здоровье сберегающей и личностно- ориентированной технологии детей дошкольного возраста; изучение опыта нравственного воспитания детей .

Целью данной работы являлось изучить авторскую сказку как средство формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели были проанализированы следующие аспекты: нравственное воспитание дошкольников, взаимопомощь между детьми дошкольного возраста, психологическая характеристика детей шести лет, авторская сказка как метод воспитательного воздействия, а также методики применения авторской сказки. Это позволило подробно изучить как специфику взаимопомощи в данном возрасте, а также понять - каким образом авторская сказка влияет на формирование этого качества.

Для наилучшего понимания формирования взаимопомощи между детьми старшего дошкольного возраста была определена возрастная специфика его проявления. Исследования показывают, что в дошкольном возрасте наблюдается активное формирование нравственных качеств, которые в будущем отражаются на развитии личности, а также ее социализации. Это подчеркивает важность их развития именно в дошкольном возрасте.

Существуют различные способы развития нравственных качеств, но одно из эффективнейших – это авторская сказка, которой характерна, в отличии от народной, повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы», и зачастую подчеркнутая игра со сказочными клише. Она более адаптирована к сознанию дошкольника, нежели другие виды сказок. Также на сегодняшний день разработаны несколько видов методик для работы по средствам авторской сказки с дошкольниками, включающие в себя подробные указания педагогам для работы с данным материалом. В данной работе была рассмотрена методика работы с авторской сказкой Травкиной Т.С. Сказка играет большую роль для ребенка, а так же является не отделимой частью в образовательном процессе.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: