Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 108
  • Скачиваний: 16

В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве  учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.

В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

v  Любознательность;

v  Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;

v  Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Элькона, В.Д.Давыдова по развивающему обучению), апробирования изученных методов в собственной  практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования. В своём опыте опираюсь на основные принципы  творчества педагога-новатора И.П.Волкова:

v  Знание – фундамент творчества;

v  Строгий отбор учебного материала;

v  Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

v  Индивидуальный подход в обучении.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится все более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Условия: высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; наличие учебно-методической литературы, информационных носителей;

педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации; консультации со специалистами и с учителями-предметниками; работа учащихся за пределами школы в музее, в библиотеке и т.д.

По данной теме работаю в 5-11 классах.

Длительность работы по теме: 3 года.

В перспективе   своей педагогической деятельности предусматриваю дальнейшую работу по программе ИОУ «ПАРУС», направленную на создание школьного историко-краеведческого музея, а также проведение археологических и этнографических экспедиций учащихся в период летних каникул.

Результатом моей работы по теме является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета: 68% качества знаний. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам их участия в районных, краевых и всероссийских конкурсах.

Электронная библиотека «Просвещение» выпустила мультиме­дийное учебное пособие по истории Древнего мира. В этом посо­бии представлен богатый материал по истории древнего мира. Каждой изучаемой теме посвящен один видео-урок, к нему имеют­ся анимированные карты, биографии исторических личностей, словарь, множество иллюстраций, а также дикторский текст. К, со­жалению, это учебное пособие не совпадает с учебником по истории Древнего мира  Г.И. Годера и А.А. Вигасина и, поэтому я использую материал фрагментарно. Например, на изучение темы: «Китай в древности», отводится два урока. Первый урок - это тема «Чему учил китайский мудрец Конфуций» на этом уроке изучаются гео­графическое положение Китая, взгляды Конфуция, учащиеся зна­комятся с иероглифической письменностью страны. На этом уроке я использую настенную карту, а также анимированную карту учеб­ного пособия, при знакомстве с взглядами Конфуция в пособии есть портрет Конфуция, и его ученика Лао-Цзы, краткая биографи­ческая справка о Конфуции, а при изучении вопроса о письменно­сти Китая, я использую дикторский текст пособия, а также иллюст­рации. На втором уроке темы «Китай в древности» изучается объ­единение Китая под властью первого императора Цинь Шихуана, строительство Великой Китайской стены, достижения китайской цивилизации. В мультимедийном пособии Китаю посвящен один параграф, поэтому на этом уроке я использую материал о Цинь Шихуане, биографические сведения, о также материал, о строи­тельстве Великой Китайской стены с иллюстрациями, достижения культуры Китая. Правление других династий, кроме Цинь в 5 -м классе не изучается, поэтому этот материал пособия я не исполь­зую, также не все упражнения пособия после изучения темы  воз­можно применить, поэтому упражнения для закрепления исполь­зую выборочно, а также готовлю свои вопросы для закрепления изученного материала.

При изучении темы «Религия древних греков» я пользуюсь раз­делом пособия «Мифы Древней Греции». В этом разделе дается понятие «мифы», изучается вопрос об олимпийских богах, приво­дятся наиболее известные мифы о Прометее, о Геракле и его под­вигах, миф о Персефоне. Есть очень много иллюстраций, скульп­турных изображений богов. В этом же пункте есть миф о Тесее и Минотавре, этот материал я использую при изучении первой темы из раздела « Древнейшая Греция», здесь представлены изображе­ния Тесея, Ариадны, лабиринт Миноса. То есть приведенные при­меры показывают, что и при несовпадении материала параграфа учебника, можно выборочно пользоваться мультимедийным посо­бием.

Этих недостатков лишена программа «История России 20 век», полностью совпадающая с учебником истории для 9-го класса А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа состоит из 4 дисков, посвя­щенных событиям отечественной истории от начала 20 века до начала 21 века. Это программа предоставляет большой простор для творчества учителя, ее можно использовать полностью на уро­ке, так как материал строится в соответствии с параграфами учебника, можно использовать при изложении новой темы, фраг­ментарно, наиболее важные, ключевые моменты. Материал, воз­можно, дифференцировать по уровню сложности, есть портреты исторических деятелей, биографический материал, термины. Ма­териал лекции можно распечатать. Для 11 класса программу «Исто­рия России 20 век» я использую при блоково-модульном изучении. При изучении какого-либо раздела темы, например: Гражданская война, учащиеся получают индивидуальные задания в виде рефе­рата по теме раздела, сообщения, подготовки вопросов к семинару по данной теме, затем материал изучается лекционно с использо­ванием мультимедийного пособия, затем учащиеся отчитываются в проделанной работе, и в заключении проводится тестирование по теме.

При изучении курса история Отечества в 6,7,8 и 10 классах я ис­пользую «Энциклопедию истории России» -  мультимедийное пособие периода от IX до конца XIX – нач. XX века. Эта программа построена несколько иначе, чем выше перечисленные. В программе имеется справочный материал по всем правителям русского государства, начиная с князей и заканчивая императорами. Я использую мате­риал данной программы для создания презентаций, которые де­монстрируются во время объяснения новой темы.

Все перечисленные программы отвечают следующим тре­бованиям:

1.   Программное обеспечение  понятно с первого зна­комства, как мне,  так и ученикам. Управление максимально просто.

2.   Я имею возможность компоновать мате­риал по своему усмотрению при подготовке к уроку.

3.   Программа позволяет мне использовать информацию в лю­бой форме представления (текст, таблицы, диаграммы и т.д.)

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории  и во внеурочной деятельности  не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: