Проблемы трудового воспитания, социально-трудовой адаптации обучающихся коррекционной школы
Обучающиеся коррекционной школы с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе . Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.
По Федеральному Закону от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ограничение жизнедеятельности включает в себя 7 основных критериев, а именно: полная или частичная утрата лицом осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Применительно к обучающимся нашей школы особенно актуальны критерии ориентировки общения, контролирования поведения, обучения и трудовой деятельности.
Искажённые сведения об истинном демографическом составе детей с интеллектуальной недостаточностью привело к тому, что в России количество профессиональных учебных заведений коррекционного направления в системе Минобразования уменьшилось. Также отсутствуют специалисты в службе занятости, способные оказать квалифицированную помощь в поиске работы выпускникам коррекционных заведений.
На сегодняшний день в современном обществе господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу. Весь контингент обучающихся специальных (коррекционных) школ можно разделить на 3 категории:
1 группа – выпускники могут выполнять малоквалифицированные работы в народном хозяйстве, на производстве и малых предприятиях; однако данная категория учащихся является самой немногочисленной;
2 группа – могут работать в качестве надомников или на предприятиях, использующих труд инвалидов;
3 группа – могут выполнять элементарную домашнюю работу и владеют навыками самообслуживания.
Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, приобретённые в школе, и выполняют неквалифицированные виды труда. При этом отмечается частая смена рабочих мест, связанная с возникновением конфликтных ситуаций в коллективе, непосильностью рабочего режима, недостаточным уровнем сформированности ответственности за результат труда.
Значительная часть выпускников коррекционных школ завершает профессиональное образование в специальных группах ПУ. По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- неспособностью обучающихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей;
Кроме того, нередко у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.
Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
В решении этой проблемы существенную роль играет система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, целью которых является не только предоставление информации о мире профессий, но и способствующие личностному развитию обучающихся, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
В круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии.
Для успешной адаптации выпускников необходимо скоординировать профориентационную работу всех специалистов школы и работать в одном направлении дополняя друг друга.
Основным направлением работы педагогов в нашей школе (классного руководителя и воспитателя класса, а также педагогов трудового обучения) является: Расширение представления обучающихся о мире профессий, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы (например, слесарь, штукатур-маляр, швея). На практических занятиях уроках труда закрепляется интерес обучающихся к выбору профессии и содержанию труда в разных сферах деятельности.
Для более полного представления обучающимся о профессиях необходимо дать им понятие о профессии и специальности. В ходе теоретического изучения материала важно сформировать у обучающихся общее представление о профессии, как необходимой для общества области приложения физических и духовных сил человека, и специальности, как виде занятий в рамках одной профессии и закреплять изученный материал на практических упражнениях, используя для анализа наиболее знакомые обучающимся профессии, и входящие в них специальности.
В процессе работы с обучающимся по профориентации, педагоги нашей школы знакомят обучающихся с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важном факторе профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.
Знакомят с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляют на примере наиболее доступных для учащихся профессий: садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка, штукатур-маляр, слесарь.
На своих занятиях факультатива «Ввод в профессию» я стараюсь сформировать у обучающихся представление о законах в области труда и занятости (Трудовом кодексе РФ как основном документе, регулирующем трудовые отношения); разъяснить понятие «рынок труда»; показать пути устройства на работу. Считаю, что целесообразно познакомить обучающихся с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.
Стараюсь объяснить обучающимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве: умение правильно и грамотно оформлять документы; подготовка и прохождение собеседования с работодателем; поиск информации о наличии свободных рабочих мест; конкурентоспособность работника. Кроме того, обучающимся необходимо дать представление о безработице.
Развивая у обучающихся интерес к миру профессий особое внимание уделяю развитию коммуникативных качеств, навыков сотрудничества.
На занятиях нацеливаю старшеклассников на овладение наиболее полной информацией о содержании профессии, условиях работы, оплате труда. Уделяю внимание соответствию возможностей работника требованиям профессии.
Также необходимо включать в эту работу мед.работника школы, который показал бы обучающимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии, познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессии, которые доступны для их освоения. Также важно показать обучающимся какое влияние на состояние здоровья могут оказывать определённые профессии, в которых человек сталкивается с различными неблагоприятными факторами, нарушающими работу различных органов.
Всё вышеизложенное показывает, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Тогда выпускники смогут сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни.
Профориентационная работа в условиях школы должна начинаться с формирования положительного отношения к труду, при этом особое значение приобретает учет индивидуальных различий структуры дефекта, притязаний, самооценки и характер формирования интересов, мотивов. Полученные данные могут стать мерилом взаимообусловливающих и взаимодействующих условий, способствующих формированию выбора адекватной профессии. Важнейшими из этих условий являются изучение профессиональных возможностей обучающихся, формирование положительного отношения к содержанию трудового обучения в школе, расширение путей профпропаганды и профагитации, внедрение факультативов с установкой на воспитание у обучающихся адекватной оценки своих способностей, разработка содержания профессиональной консультации умственно отсталых обучающихся, то есть четко спланированная, целостная система профориентации на протяжении всего периода обучения.