Проблемно-диалоговое общение – это общение, строящееся на основе столкновения разнохарактерных суждений, трансформирующихся в процессе обсуждения проблемы во встречные вопросы, направленное на поиск объективных или субъективных истин.
Проблемно-диалоговое общение осуществляется на основе текстов, затрагивающих проблемы духовных, культурных, интеллектуальных, материальных ценностей, фактов с неоднозначной трактовкой.
Темы, отбираемые для проблемно-диалогового общения должны соответствовать дидактическим задачам, быть значимыми, доступными для понимания, способными вызвать эмоциональный отклик, содержать проблемы с неоднозначной трактовкой, апеллировать к жизненному опыту учащихся.
Организация проблемно-диалогового общения должна побуждать учащихся формулировать идеи и представления, высказывать их чётко и ясно, сталкивать учащихся с явлениями, противоречащими их представлениям; побуждать их выдвигать альтернативные объяснения; давать возможность исследовать, обсуждать.
Необходимо уделять должное внимание и правильному оформлению языковыми средствами содержательной стороны высказывания. Иногда уровень владения иностранным языком является недостаточным для ведения дискуссии и возникают трудности языкового плана, поэтому необходимо вынести на доску слова и выражения, ключевые тезисы, которые понадобятся для оформления высказывания.
Я осуществляю проблемно-диалоговое общение при работе с текстами, содержащими некие противоречия, спорные субъективные суждения, вызывающие неоднозначные эмоции.
Например, текст The Titanic. С одной стороны – the safest ship, с другой – the greatest disaster. Как это возможно? Или текст Loneliness of Virtual Living. С одной стороны – интернет даёт возможности для общения, с другой – приводит к депрессии, одиночеству. Текст Schoolgirl, 16, Elopes with Man She Met on Internet также содержит основу для проблемно-диалогового общения. Школьница сбегает из дома с мужчиной, с которым она познакомилась по Интернету. Что это? Настоящее чувство, или безрассудный поступок? Текст This is Math? даёт пищу для размышления. С одной стороны – традиционная математика с механическим заучиванием и скучными объяснениями учителя, с другой – обновлённая, «интерактивная» - ориентированная на решение задач методом проб и ошибок с применением калькулятора и минимальным объяснением учителя. Текст Using animals for scientific research также даёт возможность для проблемно-диалогового общения. С одной стороны – негуманное отношение к животным, с другой – необходимое условие создания лекарств для спасения жизней людей. Текст Cheats and Proud of it! о выставке шпаргалок в Испанской школе заставляет задуматься: шпаргалки – мошенничество, или жизненная необходимость, даже «произведение искусства». На основе содержания текста Why Some of the Poor Are Still Getting Poorer можно порассуждать, сократится ли разрыв между процветающими странами и странами третьего мира, или этот разрыв только увеличится? При работе с текстом Subcultures студенты должны прийти к выводу: субкультуры – способ самовыражения и некий шаг к самоопределению, или глупая прихоть. На основе текста о мумифицировании древних монахов можно построить проблемно-диалоговое общение так: мумифицирование – акт самоотречения во имя Бога, или бессмысленное самоистязание. (Древние монахи на протяжении 6 лет готовили себя к мумифицированию, жёстко ограничивали себя в пищи, медитировали, принимали специальный ядовитый чай, который выступал в качестве консерванта, добровольно помещали себя в гробницу и ждали смерти, сидя неподвижно в позе лотоса.)
При работе со всеми этими текстами после снятия языковых трудностей, контроля понимания содержания, возможна дискуссия по проблемам, содержащимся в них. Учащиеся имеют возможность выразить своё мнение, приводят доводы, отстаивают свою позицию, аргументируют свою точку зрения, исходя из содержания текста и из своего личного опыта.
Также проблемно-диалоговое общение осуществляется и при обсуждении моральных дилемм, отражающих тему дружбы, взаимопомощи, честности, долга, толерантности, наркотиков и т.д., ставящих студентов перед выбором правильного способа поведения.
Важно помнить о том, чтобы проблемно-диалоговое общение по теме занятия проходило в доверительной обстановке и учащиеся не боялись быть искренними, проявлять такт и лояльность столкнувшись с индивидуальными позициями, неоднозначными ценностными ориентациями учащихся, не навязывать собственную точку зрения. Необходимо учить и самих студентов проявлять внимание и уважение к чужому мнению.
Я считаю, что проблемно-диалоговое общение способствует как формированию индивидуальной точки зрения, навыков аргументации, так и совершенствует речевые умения и навыки, так как стимулирует неподготовленную речь на иностранном языке.