Тема урока: Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
По дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом, по форме урок – беседа.
Урок в курсе является 56, а в изучении Уральского экономического района первым из двух. Материал опирается на имеющиеся у учащихся знаний из курса физической географии, умение работать с тематическими картами, умение давать оценку ЭГП района. Приобретенные знания данного урока, станут основой в изучении следующей темы «Население и хозяйство региона».
В структуре урока чётко прослеживаются основные этапы:
- организация начала занятий. На данном этапе определяется готовность класса и оборудования к уроку и включение учащихся в деловой ритм.
- Проверка усвоения ранее изученной темы проводится через разноуровневую тестовую работу, в которую были включены, в том числе и задания ГИА 2014г.
- Изучение нового материала проводится с использованием следующих видов деятельности: работа с картой, заполнение таблицы, фронтальная беседа, формулирование выводов. Последовательно с учетом принципа индукции (от частного к общему) осуществляется достижение цели урока – формирование знаний о природных условиях и экономико – географическом положении Уральского экономического района. В ходе урока продолжают формироваться внутрипредметные связи (экономическая + физическая география).
Своеобразным стержнем урока стало подготовленная с использованием Интернет-ресурсов учебная презентация, органично соединившая отдельные моменты урока.
Демонстрация слайдов взяла на себя в некоторой степени функцию эстетического и информационного фона урока. Обоснованность её использования была продиктована и тем, что зрительные образы позволили создать целостную картину изучаемого объекта. Так же использовались традиционные настенные карты, атласы, схемы учебника.
- При подведении итогов урока и постановке домашнего задания используются задачи продуктивного уровня, выполнение такого типа заданий способствует развитию познавательного интереса, дает возможность продолжить работу в виде исследовательской деятельности. Кроме того, продуктивные задания способствуют повышению самостоятельности, формируют собственное мнение, позволяют связать изучаемый материал с реальной жизнью.
В завершении урока инициирую учеников на дальнейший осознанный сбор информации по теме (предлагаю просмотр фильмов, рекомендую литературу, адреса интернет-сайтов).