Ознакомившись с работой Лейбница, мы можем сделать некоторые выводы о том, как этот философ мог рассматривать развитие. Главное, с чем мы знакомимся в тексте, - это с его суждениями о внутреннем различии. Лейбниц говорит о том, что на самом деле в мире не существует тождественных вещей. Если они тождественны во всех своих проявлениях, то это значит, что это одна и та же вещь. Ни один атом не приставляет точную копию другого, нет листика, у которого была бы его точная копия. И даже если вещи кажутся внешними абсолютно одинаковыми, то внутри они различны. Например, человек. Он в состоянии эмбриона, он в возрасте 3 лет и он же в глубокой старости - разве он выглядит одинаково? А это один и тот же человек. Более того, клетки его организма также успели обновиться уже не раз, то есть и внешность, и «материал» человека уже изменились, но это все равно он же. Дело в том, что мы судим по сущности души, которая у него сохранилась. Душа человека неизменна, она же и уникальна. Мы не можем судить по внешней видимости. Люций, закованный в тело осла, оставался Люцием, тем же человеком. А существо, внешне выглядящее как человек, но внутренне не являющееся им, не будет восприниматься в качества человека. Поэтому, по Лейбница, говоря о том, что такое человек, нужно отказаться от рассмотрения формы, а рассматривать его именно с точки зрения личности, сознания. Человек осознаёт то, что он делает, он контролирует свои действия. В этом и отличие души человека и животного: она имеет моральное тождество. Существование этого тождества Лейбниц обосновывает божественным всемогуществом. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что Лейбниц говорит о том, что Бог создал человека и придал ему особенные черты, отличающие от остальных существ. Человек может сам решать, как ему поступать и сам понимать, что повлечет за собой тот или иной поступок, а значит Лейбниц говорит о свободе воли.
Далее мы приходим к тому, раз душа представляет основу личности, а тело, в которое заключена эта душа меняется, при этом меняется по частям, то значит тело состоит из частей и просто не может не менять эти части. При этом душа неизменна, а это приводит к выводу о вечности души. Значит душа «переселяется» из одного тела в другое. Но значит ли это, что если, например, душа Аристарха «переселилась» в Коперника, то это будет одним и тем же человеком? Ведь мы же пришли к тому, что внешняя оболочка не имеет значения для развития? Нет, не будет. Ведь сознание у них будет разное, а одна и та же нематериальная субстанция при соединении с разным сознанием становится чем-то другим. Именно поэтому мы не должны нести ответственности за поступки, совершенные предыдущим телом нашей души, ведь это были не мы. Аналогично, как мы не отвечаем за поступок, если мы не могли его контролировать: лунатизм, психическое расстройство и т.п. При этом за поступок, совершенный в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, мы отвечать должны, ведь несмотря на неосознанность действий в тот момент, мы сами подвергли себя вступлению в это состоянии неосознанности, а значит это был наш выбор, за который мы должны отвечать как люди, обладающие свободой воли. Также Лейбниц говорит, что не только сознание отличает личность. Есть ещё и незаметные свойства, которые создал Бог и которые действуют на человека.
Существование человеком более совершенно, чем существование животным, а по сравнению с человеком, есть ещё более совершенное существование, например, ангелом. И то, что душа в человеке - это как некое наказание, которое эта душа несёт. Она не знает, за что, что может узнать хоть бы в общих чертах. Отсюда следует, что Лейбниц говорил о возможности познаваемости мира человеком. Знание, недоступное личности, недоступно лишь временно.
Таким образом, мы рассмотрели представления Лейбница, которые могут послужить основаниями для теории развития. Очевидно, что для более ясной картины, необходим более качественный и глубокий анализ его мыслей
и произведений. Тем не менее, даже данная работа помогла нам разобраться с тем, как данный философ представляет развитие.