Ipad как средство обучения
Средствами обучения в педагогике являются абсолютно все материалы, которыми пользуется педагог при осуществлении учебного процесса.
В нашей школе как средство обучения мы используем планшетники ipad. Наряду с живым словом учителя данное средство обучения является очень важным компонентом образовательного процесса. Использование ipad в образовательном процессе является необходимым условием наилучшего усвоения полученных знаний, поскольку работа с планшетом позволяет интенсифицировать учебный процесс а, значит, активизировать познавательную деятельность обучающихся, что повышает учебные успехи школьников и в какой-то мере облегчает обучающий труд преподавателя.
Ipad позволяет использовать в уроке целый комплекс программ, направленных на получение навыков саморазвития и самообразования. Программы достаточно разнообразны как по конструктивным особенностям, так и по дидактическим возможностям (функциям), от элементарного контроля знаний учащихся до обучающих и развивающих программ.
Работа с данными программами позволяет выбирать такие формы и методы работы, организующие такую учебную деятельность, которая становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Таким образом, учитель организует исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, что вполне соответствует ФГОС. Ведь основная идея системно-деятельностного подхода состоит, как раз, в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Фотокамера планшета, как раз, позволяет заниматься исследовательской работой, при этом фиксировать наблюдения уже с первых дней в школе. Весь накопленный материал обучающиеся могут использовать при создании презентаций и видеороликов, с последующей демонстрацией перед аудиторией.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Техникой создания презентаций и видеороликов дети обучаются очень быстро и без особых проблем.
Одно из направлений работы на планшете, ориентировано на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, формирование умений работать с информацией: обучение восприятию и переработке информации, развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения.
Большой выбор программ позволяет работать с Ipad уже в 1 классе. Несмотря на то, что дети еще не умеют читать и писать, они могут работать с программами, предполагающими рисование.
Программа Nearpod позволяет проверить знания, обучающихся как на любом уроке (письмо, математика, чтение, русский язык, окружающий мир), так и на любом этапе урока. Возможность рисовать ответы, также позволяет использовать данную программу уже на первом году обучения.
Наличие электронной почты у детей дает возможность учителю иметь постоянную связь с обучающимися, что позволяет, контролировать процесс обучения детей, отсутствующих на уроках, по той или иной причине.
Несмотря на все положительные стороны использования ipad, все же имеют место определенные трудности. Довольно частой проблемой становится необходимость интернет-соединения с высокой пропускной способностью, чтобы все дети одновременно имели возможность работать с приложениями, большая часть которых требует подключение к интернету, что в свою очередь зависит от качества локальной сети в школе. А потому, учитель, работающий с данным инструментом, должен уметь мгновенно перестроиться при любых возникающих технических проблемах.
Другой большой проблемой является приобретение планшета, так как это далеко не дешевый инструмент, и не каждая семья может позволить себе такую покупку.