Применение инновационных технологий на уроках географии как одно из условий развития предметных УУД - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 85
  • Скачиваний: 13

«Применение инновационных технологий на уроках географии как одно из условий развития предметных УУД».
Уксукбаева Н.Д.
План
1. Кейс метод – история разработки и использования метода в образовании.
2. Технология обучения методом кейсов на уроках географии.
3. Методические рекомендации в использовании кейсов на уроках географии.
«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э.Ловелл

1. Кейс метод – история разработки и использования метода в образовании.
История появления и распространения кейс-метода в образовании берет свое начало в двадцатых годах прошлого века. Определенные аналоги с методом кейс-технологии можно поставить читая Библейские притчи и беседы Сократа с учениками.
CASE- конкретная ситуация (КС), случай. Описание действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах.
Для реализации деятельностного подхода активно применяется технология анализа конкретных ситуаций или кейс-метод.
1. Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
2. Кейс метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study – обучение на основе реальных ситуаций. У нас в России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес-образовании.
3. Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, географии, права, обществознания, истории, литературы по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
4. Какие возможности дает метод обучающемуся:
 видеть проблемы
 понимать и использовать концепции
 анализировать профессиональные ситуации
 оценивать альтернативы возможных решений
 выбирать оптимальный вариант решения
 составлять план его осуществления
 развивать мотивацию
 развивать коммуникационные навыки и умения.

Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Ограничения на использование кейс-технологии:
1) Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
2) В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Структура кейса:
1. Введение.
2. Основная часть: описание сути проблемы, указание на проблемную ситуацию.
3. Задание.
Виды и типология кейсов
К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:
 метод инцидента;
 метод разбора деловой корреспонденции;
 метод ситуационного анализа.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств. Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
- в чем заключается проблема?
- как государство ее решает?
- какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
- какое право нарушено?
- кем нарушено?
- на какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
- что нужно сделать для его восстановления?
- кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании».
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2. Технология обучения методом кейсов на уроках географии.
Современный урок географии – это урок компетентностно-ориентированный. Его неотъемлемой составляющей частью становится самостоятельная практическая деятельность учащихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.
Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.
Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.
Кейс-технология — это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Материалы кейса для учащихся 6-8 класса содержат небольшие тексты — 1—2 страницы, а также иллюстрации.
Кейс может быть представлен в письменной или устной форме.
Содержание учебного материала предмета географии позволяет использовать разные типы ситуаций.
Примеры учебных ситуаций для 9 класса
1. Ситуация № 1. Стратегическая ситуация
Руководство Уральского федерального округа запланировало реконструкцию доменных печей в г. Первоуральске.
В каком направлении возможна реконструкция? Оцените условия для реконструкции. Предложите свой вариант решения проблемы.
Средства решения проблемы: карты Урала, статьи Интернет-СМИ, информация об экологической ситуации на Урале, статистические материалы по населению Среднего Урала.

2. Ситуация № 2. Case-Study-Method – скрытые проблемы-
Вы – команда управления алюминиевого завода в г. Братске.
Как вы будете распределять полученную на предприятии прибыль в условиях сегодняшнего экономического кризиса? На какие цели и в каких пропорциях она будет израсходована и почему?
Средства: карты Красноярского края, Интернет-ресурсы (финансовые отчеты о прибыли предприятия за последний год, состав и характеристика выпускаемой продукции, кадровый состав предприятия, социальная составляющая деятельности предприятия, его роль в городе и крае и т.д.).
3. Ситуация № 3. Функциональная ситуация
Некоторые экологи считают, что если мы хотим сохранить жизнь на Земле, то должны заставить себя согласиться на меньшее количество продуктов питания и услуг, в том числе и электроэнергии.
Актуально ли данное утверждение для нашей страны? Обоснуйте свою точку зрения.
Средства: данные ежемесячного расхода электроэнергии каждой семьи (анализ семейных расходов – домашняя заготовка), отчет РАО ЕЭС о расходовании электроэнергии в России за 2008 год (Интернет), карта «Электроэнергетика России».
3. Методические рекомендации в использовании кейсов на уроках географии.
Традиционно кейс эффективен на занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Но я считаю, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой будут рассматриваться позже.
Работу над кейсами я строю в 3 этапа.
1 этап – ознакомительный этап - индивидуальная подготовка.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации.
В своей практике я использую мини-кейсы объёмом не более 1-3 страницы, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут.
2 этап – основной этап – этап работы в малых группах
Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем учащимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами, но общее решение в данном случае для меня не является самоцелью. Оно желательно, но каждый учащийся имеет право остаться при своей точке зрения и высказать её при общей дискуссии на третьем этапе.
При формировании групп я не придерживаюсь принципа, согласно которому группа должна состоять из слабых и сильных учащихся. Я пришла к выводу, что желательно, чтобы группа состояла из учащихся с одинаковым уровнем развития, для того чтобы активизировать работу слабых школьников. По моим наблюдениям я считаю, что оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории – 4. Хочу вас предупредить, что если вы вынуждены будете увеличить размер группы или число групп, то вам понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а учащимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока.
Время, отводимое на работу в малых группах, должно быть ограниченным (10-15 минут), чтобы сделать обсуждение в группах более напряженным.
3 этап - итоговая презентация авторского продукта группы с последующей дискуссией
Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более 3 минуты, чтобы хватило времени на проведение групповой дискуссии.
На первых этапах работы по методу кейсов у меня не хватало времени на групповую дискуссию, и я заканчивала урок, подводя итоги и тем самым, навязывая свою точку зрения на решение данной проблемы. Но я считаю, что межгрупповая дискуссия является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал.
Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит итог всей дискуссии. В конце обсуждения я высказываю свою точку зрения, но не настаиваю на том, что она единственно правильная, тем самым я подчеркиваю, что я и учащиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы учащихся.
Таким образом, мы видим, что при использовании метода кейсов изменилась роль учителя и учащихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся активными. Учащиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (учителя и других учащихся) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А преподаватель помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение. Учащиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечения всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Учитель, в случае затруднений учащихся может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: