Применение игровых технологий на уроках в начальной школе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 116
  • Скачиваний: 10

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

Чем больше в обыденной педагогике умной игры,

                     тем выше шансы воспитания умного человека.

 М. Яснов

Особая роль в формировании компетентностей на уроках в начальной школе принадлежит игровым технологиям. Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании. Все игры я делю на три группы:универсальные– это игры, в которые можно играть на любом предмете,специальные – это группа игр ориентированная на конкретный предмет или определенную тему издоровьесберегающие игры.  Главная цель универсальных игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. Заинтересовать, зацепить, удивить и даже возможно ошарашить. Задача же специальных игр «донести» содержание темы до учащихся. В этих играх использую приемы: преобразования информации (теоретический материал «переводится» на язык понятный детям), сравнения незнакомого с чем-нибудь известным. Третья группа – это игры направленные на оптимизацию физического и психологического состояния и поведения учеников. Эти игры помогают мне создавать в классе благожелательную творческую атмосферу, повышать внимание, поддерживать активность и заинтересованность учащихся, снимать умственное напряжение, избавлять от страхов и обеспечивать обратную связь «учитель – ученик – учитель». Порой одна и та же игра несет в себе несколько функций и может быть применима на разных этапах обучения.

Таким образом,игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.

Остановлюсь на некоторых игровых приёмах, которые успешно использую в работе.

Название: Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Название: "Толстый и тонкий вопрос

Описание: этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

 умение формулировать вопросы;

 умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Название: Хорошо-плохо

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Вариант 1

Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Пример1.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Название: Я беру тебя с собой

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример.

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?

Д: С какой буквы начинается?

У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.

Игра«Мудрецы» из серии универсальных игр, проводится с целью привлечь учащихся к объяснению новой темы. Несколько человек (чаще 3-4) самостоятельно изучают материал, планируют свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети Интернет и даже подготовить задания или вопросы по теме. Обязательно проводится «репетиция» – учитель выслушивает «мудрецов», помогает им разобраться в теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке «мудрецы» сменяя друг друга, раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Учителю остается обобщить сказанное «мудрецами».

Особенно нравится моим ученикам игра«Три ашыпки» - этот игровой прием помогает мне привлечь внимание учащихся к своему выступлению, а у детей развивает аналитические навыки, повышает концентрацию внимания. Данный прием использую на уроках окружающего мира и литературного чтения при проверке домашнего задания или с целью проверки усвоения новых знаний. Суть игры в том, что педагог сознательно допускает несколько ошибок. Ученики должны их заметить и исправить. Обязательно необходимо предупредить о «провокации», поэтому на доске перед выступлением пишется фраза«Три ашыпки!».Тот,  кто хочет сообщить об ошибках, поднимает руку. Иногда ученикам удается заметить больше ошибок, чем было задано проверяющим. Все исправления комментируются и оцениваются учителем или учащимися.

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.  

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: