Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
- формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
- формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение мыслить самостоятельно;
- развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры общения;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
- Предметные:знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
- Метапредметные:применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
- Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Формируемые универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД:анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение
- Коммуникативные УУД:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
- Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
Релаксация (под музыку звуков природы). Звучит музыка.
Учитель: Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с лесным народом и пожелаем им тепла и добра. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учитель: О какой части речи мы с вами говорили на прошлом уроке?
Ученик: О причастии.
Учитель: Что такое причастие?
Ученик: Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.
Учитель: В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
Ученик: причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
Учитель: Каковы признаки прилагательного у причастия?
Ученик: Признаки прилагательного у причастия: зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? Какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
Учитель: Каковы признаки глагола у причастия?
Ученик: вид, время (настоящее и прошедшее, возвратность и невозвратность.
Учитель: Давайте мы с вами составим синквейн со словом «Причастие». Что такое синквейн? Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк
Синквейн к слову ПРИЧАСТИЕ:
Причастие.
Страдательное, действительное.
Изменяется, обозначает, образовывается.
Обозначает признак предмета по действию.
Часть речи.
III Формулировка темы урока. Постановка целей и задач.
Лингвистическая сказка
В далекой стране Орфографии жило-было маленькое причастие. И было оно очень-очень любопытным. Какие слова ни встретит причастие, то сразу же пристает с вопросами: кого? что?. И пугались таких вопросов слова, боялись они, что попадут от причастия в зависимость. И отмахивались они от вопросов причастия. И отделялись слова от него запятыми. И бегало за словами маленькое причастие. И предлагало оно словам дружить. И однажды сжалились они над маленьким причастием. Подружились с ним и составили причастный оборот. Весело стало причастию дружить и гулять вместе с зависимыми от него словами. И полюбили они играть в прятки. Стали они так в предложениях прятаться, что не каждый их и найдет. Запятые то окружали со всех сторон причастный оборот, то сторонились его. А найти их можно лишь с помощью правила. Как посмотришь ты на предложение, где причастный оборот спрятался, то ищи сначала причастие. А потом уж и вопрос ставь от причастия к зависимым словам. Если все это сделаешь правильно, то найдешь ты причастный оборот в предложении. И обрадуется тогда и само предложение, и причастный оборот, и зависимые слова. И станут они тогда твоими друзьями. И все диктанты тогда ты станешь писать, как по волшебству без ошибок.
Учитель: О чем данная сказка? Давайте сформулируем тему урока.
Ученик: Причастный оборот.
Учитель: Что вы поняли из данной сказки? Что такое причастный оборот?
Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу, тему «Причастный оборот». Попробуем сформулировать цели урока. Чему мы должны научиться?
Распределительный диктант.
Распределите данные словосочетания на две группы:
X | X | |
а) прич. | +сущ., б) прич. + | сущ. |
Учитель: Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.
Физкультминутка
Я буду вам говорить словосочетания, если вы узнаете причастный оборот, поднимаете руки вверх, если это будет одиночное причастие или же прилагательное, плавно машете руками, как птицы крылами.
Сбегавшие с гор, висевший в осеннем воздухе, усыпанные разноцветными листьями, протоптанная туристами, солнечное утро, написанная маслом, изумрудная зелень, раненный в плечо
Учитель: Перед вами несколько предложений. Чем они отличаются друг от друга?
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.
Взволнованное ночной бурей море грозно шумело.
Формулировка правила обособления причастного оборота. Проверка.
Учитель: Рассмотрим особенности употребления в поэтическом тексте причастий и причастных оборотов, определить их роль и значение.
На интерактивной доске стихотворный текст без знаков препинания (запятых и тире):
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие вглубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в тишине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
Чудо великое – русский язык.
(Виктор Краско “Дума о русском языке”)
Учитель: У вас возникло возвышенное настроение. Вы испытываете чувство гордости за наш русский язык! Почему так произошло? Кто воздействовал на ваше настроение?
Ученик: Автор.
Учитель: Как автор характеризует русский язык? Назовите существительные-слова оценки.
Ученик: дерево+ корни+лист+цветок= чудо русский язык!
Учитель: Глаголов нет! С помощью чего поэт достигает необыкновенной художественной выразительности?
Вывод: Причастия! Причастные обороты! Благодаря им создаётся яркий, зримый художественный образ.
Учитель: Проведение небольшого эксперимента: прочитайте пятистишие без причастных оборотов? Что потеряло это стихотворение? (яркость, образность, выразительность, динамичность, энергичность)
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
(Р.Гамзатов)
Учитель: Вы прочитали стихотворение. О чём оно? Сформулируйте тему данного поэтического текста. Какие чувства у вас пробудил этот текст?
Ученик: чувства гордости, восхищения тем, как чудесен, неповторим, красив наш русский язык.
Вывод: Автор использует причастные обороты для того, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей.
Давайте сыграем в игру «Собери меня». Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.
- Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий.
- Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий.
- "Девятый вал", самый, картина, по-моему, знаменитый, Айвазовский. Мягкий лучи, солнце, восходящий, могучий, пробивающиеся, тучи, и, сквозь, раздвигает грозный, волны.
- На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт.
- Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.
- «Девятый вал», по-моему, самая знаменитая картина Айвазовского. Мягкие лучи восходящего солнца, пробивающиеся сквозь тучи, раздвигает грозные могучие волны.
Подведение итогов урока.
Учитель: Теперь давайте подведем итоги нашего урока
Ученик: Употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Давайте проверим, насколько хорошо, вы усвоили тему урока, а также достигли мы целей урока с помощью цифрового диктанта.
Цифровой диктант
Если вы согласны с моим утверждением, ставите «1», если нет – «0».
1) В предложении причастный оборот является одним членом предложения.
2) Причастный оборот- причастие с зависимыми словами.
3) Причастный оборот всегда выделяется запятыми, то есть обособляется.
4) Причастный оборот не выделяется запятыми, то есть не обособляется, если стоит перед определяемым словом.
- Рефлексия.
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.
- Домашнее задание
– Тот, кто записал букву А, придумать небольшую сказку о том, как причастный оборот от запятых спасался.
– Тот, кто записал букву Б, записать из художественной литературы 8 предложений с причастными оборотами.
– Тот, кто записал букву В, записать 10 словосочетаний, используя причастия. Выставление оценок совместно с учителем.