Объект разработки: процесс обучения пению детей младшего школьного возраста в условиях детской музыкальной школы (далее ДМШ).
Предмет разработки: вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков у младших школьников.
Цель: теоретически обосновать особенности вокального развития детей младшего школьного возраста в условиях ДМШ и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
- Рассмотреть физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
- Изучить основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьного возраста.
- Дать характеристику вокального развития младших школьников в условиях ДМШ.
- Раскрыть особенности процесса обучения сольному пению.
- Подобрать наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей младшего школьного возраста по средствам упражнений.
Гипотеза разработки заключается в следующем: успешное вокальное развитие у младших школьников возможно, если будут учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей; будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков; в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения.
Методической основой исследования являются работы Белкина А.С. [2], Дмитриева Л.Б. [6], Малинина Е.М. [9], Емельянова Е.В. [7], Гонтаренко Н.Б. [5], Исаева И.О. [8], Пекерской Е.М. [13], Багадурова В.А. [1], Стулова Г.П. [15] и др.
Методология разработки: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а также анализ и обобщение педагогического опыта.
Разработанные методы и приемы имеют практическую значимость и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций, адаптирование программ по предмету «Сольное пение» для ДМШ, студий эстетического воспитания, дворцов культуры, центров детского развития и пр.
Практическая апробация осуществлялась на базе Детской музыкальной школы № 1 города Новосибирска в течение 2013–2021 учебного года.