Подвижничество священников, оставшихся за линией фронта - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 157
  • Скачиваний: 1

 Тема. Подвижничество священников, оставшихся за линией фронта.

Героизм людей, их самоотверженность и боевой дух вдохновлялся обращениями православных священников. Православная Церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом и в дни Великой Отечественной войны, она вместе со всей страной переживала несчастье, обрушившееся на нашу Родину, целиком отдавая себя на службу ей. В первый же день войны она благословила всех православных на защиту отечества.

     22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, в котором выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ победит. Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Димитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. В послании к верующим говорилось о вероломстве фашизма, звучали призыв к борьбе с ним и глубокая вера в то, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» – такими словами заканчивается его обращение. За годы войны митрополит Сергий обращался к пастве с 23 посланиями, выражая надежду на конечную победу народа.

    Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, формируя высоких патриотические чувства и убеждения среди тысяч соотечественников. Кроме того, от имени церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами.

                Таким образом, с первых дней Великой Отечественной войны церковь начала вдохновлять население СССР на борьбу с врагом, что оказало огромное влияние на подъём патриотических настроений.

                     

           Трудно перечислить все виды патриотической деятельности духовенства в тылу во время войны. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.  

          Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие медпункты и госпиталя были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих.

             Покровский женский монастырь сразу после освобождения Киева в ноябре 1943 г. исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок настоятельницы обители.  Монастырь получил несколько письменных благодарностей от администрации, а его настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность.

          Игуменью Анатолию (Букач), настоятельницу Одесского Михайловского женского монастыря также наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", так как она с сестрами оказала Советской Армии большую помощь медикаментами, продуктами и одеждой.

      Протоиерей Павел Успенский, настоятель московской церкви во имя Святого Духа на Даниловском кладбище, в тревожные дни не покидал Москву, организовав в храме круглосуточное дежурство: очень тщательно следили за тем, чтобы на кладбище по ночам не задерживались случайные посетители. В нижней части храма было организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях при храме был создан санитарный пункт, где имелись носилки, перевязочный материал и необходимые лекарства. Супруга священника и две его дочери принимали участие в сооружении противотанковых рвов.

    Многие священнослужители не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Сотни священнослужителей были призваны в ряды действующей армии. На фронтах служили полковые священники.

Среди священнослужителей – воинов действующей армии – наиболее известны следующие:

Священник Георгий Писанко встретил войну в 45 лет, и, как нестроевой по мобилизации, был причислен к тыловым частям. Но тыл превратился в передовую… Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять самим и выдержать неравный бой. Оглушённый разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, бежал, но безуспешно. После пыток и издевательств оказался на рытье немецких окопов, откуда вновь совершил побег.

       

             Александр Федорович Романушко из Полесья, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, с 1942 по лето 1944 гг. лично участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов. Протоиерей Иван Иванович Рожанович, настоятель церкви села Сварцевичи, ныне Дубровицкого района Ровенской области, которому к началу войны было около 70 лет, использовал свой дом как место встреч подпольщиков с партизанскими разведчиками. Отец Иоанн стал ценным помощником партизан, выполнял сложные задания и поручения, был членом антифашистского комитета

               Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Андреевич Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. Отец Федор спас 300 советских граждан от угона в Германию, уведя людей в известное только ему место. Он сотрудничал с партизанами 5й бригады, и её командир, герой СССР, Константин Карицкий, вручал медаль священнику на сохранившемся фото. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».

       Многие служители РПЦ пострадали от немцев за сотрудничество с советскими партизанами. Они проявили особое мужество и заслужили славу и память поколений. К ним относятся:

Николай Иванович Пыжевич, настоятель церкви в Старом Селе Ракитовского района Ровенской области вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения.

              Священник Иоанн Лойко, настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области, принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. В ночь 15 февраля оставшиеся в селе слышали пулемётные очереди, одиночные выстрелы, разноцветные вспышки ракет. Никто не знал, что их ждёт. Богослужение началось около 6 часов утра. Через некоторое время послышались близкие выстрелы. Всем стало понятно, что немцы рядом. После утрени началась исповедь. А народ всё шёл и шёл. Отцу Иоанну передали, что фашисты приказывают всему населению деревни идти в церковь на молитву. Вскоре храм был переполнен, но оттуда никого не выпускали. Почувствовав недоброе, отец Иоанн в кратком слове призвал прихожан усердно молиться и всех благословил причаститься Святых Тайн. Во время народного пения «Верую» в храм ворвались вооружённые фашисты и стали силой выводить из церкви женщин. Пастырь обратился с просьбой к офицеру дать возможность окончить богослужение. В это время здоровенный фашист, выталкивающий с клироса молодых певчих, схватил батюшку за одеяние и бросил его на Царские врата. Они открылись, и священник упал перед Божьим престолом. Прихожане услышали, что двери храма забивают гвозди, а через окна увидели, как к погосту подвезли несколько саней, гружённых соломой. Во время горения церкви оттуда доносилось всенародное пение молитв. Песнопение оборвалось только тогда, когда рухнула прогоревшая кровля храма. В этот трагический день сгорели заживо 300 человек.

Ярким примером выполнения патриотического долга можно считать жизнь священника В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877-1961). Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий - хирург, доктор медицины. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга "Гнойная хирургия". 30 сентября 1941 года. профессор Войно-Ясенецкий перевёлся в г. Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10 тысяч коек. Ленинградский писатель Юрий Герман рассказывал: «С первых же дней работы в Красноярских госпиталях он трудился самозабвенно. Много оперировал, все свои силы и знания отдавал обучению молодых хирургов и, как всегда, тяжело переживал каждую смерть. Питался плохо, часто не успевал даже получать продовольствие по своим карточкам. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди». До болезни в 1942 году Святитель Лука делал по 4-5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день.

  Священнослужители были активными участниками партизанского движения. В тылу врага пастыри, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным.

Тихая молитва преподобного Серафима Вырицкого в дни войны не прекращалась ни на минуту. С первых дней старец пророчил победу над фашистами. Он молился Господу о спасении нашей страны от захватчиков день и ночь, в своей келье и в саду на камне, поставив перед собой образ Серафима Саровского. Предаваясь молитве, он провел многие часы, прося Всевышнего увидеть страдания русского народа и спасти страну от врага. И чудо свершилось! Пусть и не быстро, прошло четыре мучительных года войны, но Господь услышал тихие мольбы о помощи и послал снисхождение, даровав победу.

Сколько людских душ было спасено благодаря молитвам незабвенного старца. Он являлся соединяющей нитью между русскими христианами и небесами. Молитвами преподобного был изменен исход многих важных событий. Серафим в начале войны предсказал, что жителей Вырицы минуют беды войны. И на самом деле, ни один человек из поселка не пострадал, все дома остались целы. Многие старожилы помнят удивительный случай, произошедший во время войны, благодаря которому церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, расположенная в Вырице, осталась невредимой.

В сентябре 1941 года немецкие войска интенсивно обстреливали станцию Вырица. Советское командование решило, что для правильной наводки фашисты используют высокий купол церкви и решили подорвать ее. Команда подрывников во главе с лейтенантом пошла в поселок. Подойдя к зданию храма, лейтенант приказал бойцам ждать, а сам пошел в здание для ознакомительного осмотра объекта. Через некоторое время из церкви послышался выстрел. Когда бойцы вошли в храм, они нашли там бездыханное тело офицера и лежащий рядом револьвер. Солдаты в панике покинули поселок, вскоре началось отступление, и церковь Промыслом Божьим осталась целой.

В 2000 году православная церковь причислила иеромонаха к лику святых.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: