Планирование образовательной деятельности старшей группы МБДОУ «Детский сад с. Генеральское» на 2017-2018 учебный год - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 166
  • Скачиваний: 7

Содержание

 

  1. Целевой раздел стр.
    • Пояснительная записка …………………………………………………………………….. 2-6                                                                          
    • Планируемые результаты освоения Программы …………………………………………6-7                              
    • Система оценки результатов освоения Программы …………………………………......7                                                                                         
  1. Содержательный раздел
  • Обязательная часть ……………………………………………………………………………7                                                                                     
    • ОО «Социально-коммуникативное развитие» ……………………………………………….7-32                                       
    • ОО «Познавательное развитие» ……………………………………………………………..33-51                                                               
    • ОО «Речевое развитие» …………………………………………………………………...51-67                                                                         
    • ОО «Художественно-эстетическое развитие» ……………………………………………..67-92
    • ОО «Физическое развитие» …………………………………………………………………92-97                                                                    
  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений ………………………97-99
  • Взаимодействие взрослых с детьми ………………………………………………………100                                                    
  • Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников ………………..100                                                                                                     Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы  …………………………100-102         3.2. Особенности традиционных событий…………………………………………………………102-108

3.3. Организация развивающей предметно-пространсвенной среды …………………………108

3.4. Кадровые условия реализации Программы ………………………………………………108                                      

 Используемая литература……………………………………………………………………………108                                                                    

Приложение 1  Результаты освоения Программы  ……………………………………………………109                                                                                             

Приложение 2 План работы с родителями в старшей группе ……………………………………110                                                                                                    

Приложение 3 Развивающие зоны в  старшей группе   ……………………………………………111-113                                                                                                 

Приложение 4 Комплексно-тематическое планирование………………………………………..114

Приложение5 Режим пребывания детей в старшей группы (5-6 лет) на холодный период….115-116

Приложение 6 Циклограмма занятости детей старшей группы………………………………………..117

Приложение 7 Перечень развлечений и праздников………………………………………………….118

  1. Целевой раздел.
  • Пояснительная записка

Планирование образовательной деятельности в старшей группе  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад    с. Генеральское» Энгельсского района Саратовской области  на 2017 – 2018 учебный год осуществлено на основе основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад   с. Генеральское» Энгельсского района Саратовской области (Далее – Программа), которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом комплексной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильеваой – М.: Мозаика – Синтез, 2016 г.

При разработке планирования образовательной деятельности учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон«Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
  • Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с. Генеральское»;

Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  на 2017 – 2018 учебный год разработано с целью реализации Программы в полном объеме с учетом запросов и потребностей всех участников образовательных отношений и обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Основные задачи реализации ООП в старшей группе:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами;
  • Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления;
  • Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи;
  • Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения;
  • Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Совершенствовать культуру еды. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель;
  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать де- тям чувство благодарности к людям за их труд;
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых;
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками;
  • Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон;
  • Формировать элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  • Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий;
  • Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных;
  • Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры;
  • Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту;
  • Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения;
  • Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине;
  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре);
  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве;
  • Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
  • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость;
  • Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны;
  • Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

В основе планирования образовательной деятельности лежит культурно-исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, который предполагает реализацию следующих принципов:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей(законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ и детей;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Сотрудничество МБДОУ с семьёй;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов опознавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание образовательной деятельности

Планирование образовательной деятельности в старшей группе  на 2017-2018 учебный год содержит 2 части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть представлена комплексной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы детей, родителей и педагогов и, в частности, ориентирована на выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.

В старшей группе, в 2017-2018 учебном году реализуются парциальные программы:

  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 3 – 7 лет» - М.: «ТЦ Сфера», 2017 г.

Цель программы – творческое овладение ребенком нормами и правилами родного языка, умение гибко их применять в конкретных ситуациях,

овладение основными коммуникативными способностями.

  • О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- С-Пб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

  • Куцаковой Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Цель программы – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду.

Между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений, устанавливается соотношение:

- обязательная часть – 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования;

- часть, формируемая участниками образовательных отношений – 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательной программы дошкольного образования.

Содержание образовательной деятельности предусматривает постепенный переход от развития элементарных представлений об объекте до установления связей и зависимых отношений между предметами и явлениями; формирует способы познания (сенсорный анализ, построение наглядных моделей и пр.), обеспечивает развитие способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, поддерживает интерес к экспериментированию, способствует сохранению и поддержке инди­видуальности ребенка, развитию его индивидуальных особенностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

  • Планируемые результаты (целевые ориентиры)

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

  • Система оценки результатов освоения Программы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты наблюдений фиксируются в сводных диагностических картах в начале и по окончании учебного года, при необходимости в середине года проводится промежуточный мониторинг освоения воспитанниками Программы. Педагогами ведутся карты учета индивидуального развития воспитанников. Для воспитанников, имеющих трудности в освоении содержания Программы, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. По окончании учебного года на каждого воспитанника составляется характеристика, отражающая особенности развития ребенка и результаты освоения программы.

Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:

  • определение цели и задач (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления);
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях);
  • выбор способа наблюдения (открытое или скрытое, в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.).
  • выбор способа фиксации  результатов  наблюдения (бланки, карты)
  • анализ полученной информации.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и  поддержания  контакта,  принятия  совместных  решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как  идет  развитие  детских  способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы раскрывают  динамику формирования физических, интеллектуальных личностных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы (Приложение 1).

  1. Содержательный раздел.
  • Обязательная часть.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно‑эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: