Тема урока: «В мире музыки. Пейзаж»
Тип урока: урок формирования предметных умений и навыков
Цель урока: научить изображать пейзаж.
Задачи урока
Образовательные:
1.Учить планировать свою работу;
2.Познакомиться с видами пейзажа,
3.Изучить последовательность выполнения пейзажа
4.Учить соблюдать порядок на рабочем месте;
Развивающие:
1.Развивать кругозор учащихся, мыслительные операции, связную речь;
Воспитательные:
- 1. воспитывать любовь и уважение к природе
Материалы и оборудование:
Для учителя: репродукции картин, музыкальное сопровождение
Для учеников: акварель, альбом, карандаш, кисточки.
План урока:
- организационный момент
- постановка цели и задачи урока
- ход урока
- усвоение новых знаний. Выполнение практической работы
- подведение итогов урока ( просмотр работ. Вывод)
Ход урока:
1.Организационный момент
-Ребята вы знаете что такое пейзаж?(ответы детей)
Да, в переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах. В русском искусстве пейзаж возник в конце 18 века - более 200 лет назад.
Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Найдите среди них пейзажи. Почему выбрали именно их?
- 2. Постановка цели и задачи урока
А сейчас давайте послушаем, стихотворение о пейзаже:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?
3.Ход урока
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём представлено изображение водной или земной поверхности: растения, здания, техника, дождь, облака, солнце, луна, звёзды.… Иногда художник изображает людей или животных, в виде мимолётных сюжетных ситуаций. Но в пейзажной композиции им отводится второстепенное значение.
В зависимости от того, что изображено, пейзаж можно разделить на сельский и городской. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж.
Русская природа красива в любое время года. Каждый художник и композитор видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года.
Каждому времени года соответствует своя палитра сочетающихся друг с другом красок.
Лето - самое яркое время года. (Чайковский. «Июль»)
Красок и не счесть
Жёлтая, зелёная
Голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В закате облака.
Осень - не всегда время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Когда лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости и хорошее настроение. (Чайковский. «Октябрь»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
На смену осени приходит зима. (А.Вивальди. «Зима»)
Отличается зима
От весны и лета.
Очень сложная она,
Все в снега одеты.
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
А вот для внимательного человека звуки весны необычайны и разнообразны. Весной природа одевается в очень нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: светло-жёлтого, голубого, зелёного, розового. (Чайковский. «Май»)
4.Усвоение новых знаний. Выполнение практической работы
Сегодня мы будем писать пейзаж акварелью. Для этого надо соблюдать в работе определённую последовательность.
1Итак, сначала надо нарисовать рисунок карандашом.
2Потом сделать фон заливкой в 1-3 цвета. Помним, что чем больше в акварели воды, тем прозрачнее получается слой краски.
- 3. Прописываем рисунок более тонкой кистью
4Ещё раз прописываем работу и дорабатываем рисунок.
Итак, начинаем работу.
5.Подведение итогов урока (просмотр работ. Вывод)
Расскажите о своей картине по плану:
1.Название картины.
2.Что изображено?
3.Почему вы считаете, что это пейзаж?
4.Что бы вы хотели пожелать людям, чтобы природа осталась такой красивой, как на вашей картине?