ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные обстоятельства социализации требуют особого внимания педагогов и родителей. Сегодня младший школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве, которое для ребенка не имеет явных внешних и внутренних границ. Изоляция детей от проблем, которые решают взрослые, мешает их социализации, нарушая процессы их взросления. Происходит подмена реальных форм социализации виртуальными.
В законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ» (2000), в «Федеральной программе развития образования 2020» (2015), в ФГОС НОО и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее развитие личности ребенка, которое начинается еще в семье. В законе «Об образовании» РФ именно родители организуют первые шаги в социализации, что обуславливает приоритет своевременной адаптации детей младшего школьного возраста в обществе посредством семьи и школы, целью взаимодействия которых является формирование адекватного восприятия окружающей среды и рационального взаимоотношения ребенка с ней [54].
Соответственно, возникает конфликт между особенностями усвоения ребенком социальных ценностей в школе (последовательность, традиционность, системность, культуросообразность и т.д.) и вне школы (смешение высокой культуры и бытовой, хаотичность, размытые границы между культурой и антикультурой и т.д.).
Значит, актуальность изучения социализации детей младшего школьного возраста при взаимодействии семьи и школы подтверждается поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личного социального опыта. На современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие навыков успешной адаптации в обществе для детей младшего школьного возраста в процессе взаимодействия семьи и школы.
Исследования проблемы социализации детей младшего школьного возраста исходят из недостаточного анализа теоретических подходов к развитию, воспитанию и социализации детей в семье и школе отдельно как к неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса детей младшего школьного возраста.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с социализацией детей младшего школьного возраста, способных к полному взаимодействию с окружающей средой и активному ее преобразованию, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;
- необходимостью формирования социально развитой личности детей младшего школьного возраста и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в условиях взаимодействия семьи и школы;
- педагогическим потенциалом взаимодействия семейного воспитания и школы по формированию социально адаптированной личности младших школьников и недостаточностью методического обеспечения педагогического взаимодействия семьи и школы.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили проблему исследования: как добиться того, чтобы педагогическое взаимодействие семьи и школы стало способствовать успешной социализации младших школьников?
Но при этом возможности взаимодействия семьи и школы как фактор социализации младших школьников изучены не достаточно. Это и определило тему исследования «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность Программы по организации взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников.
Объект исследования – социализация младших школьников.
Предмет исследования – возможности педагогического взаимодействия семьи и школы для социализации младших школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что возможно успешно обеспечить социализацию младших школьников при взаимодействии семьи и школы.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования:
- Всесторонне рассмотреть понятие «социализация» для детей младшего школьного возраста.
- Определить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников.
- организовать педагогический эксперимент по изучению уровня социализации младших школьников.
- Опытным путем проверить эффективность предложенной программы по организации взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников.
Методологические основы исследования:
- системный подход (В. А. Губанов, В. В. Захаров, А. Н. Коваленко и др.)
- деятельностный подход, реализуемый в трудах Л.С. Выготского, В.Г. Зазыкина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.
- компетентностный подход (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.).
Теоретические основы исследования.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи о сущности социализации детей младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская); психологическая теория деятельности личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Обращаясь к рассматриваемой проблемы, следует отметить, что основу социализации младших школьников в семье и школе составляют следующие труды: исследования о роли социальной политики государства в отношении семьи (П.Ф. Дементьева, М.Л. Гурьянова С.В. Дармодехин); труды о роли психолого-педагогической культуры семьи как фактора повышения ее воспитательного потенциала (Т.В. Лодкина, Т.А. Флоренская, С.А. Козлова); теория взаимодействия семьи и школы для социальной адаптации младших школьников.
Методы:
Теоретические:
- анализ научной литературы (анализ, обобщение научной литературы);
Эмпирические:
- наблюдение;
- беседа;
-педагогический эксперимент;
- метод математической и статистической обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап (август- сентябрь 2017г.) - изучение, анализ, систематизация информации по исследуемой теме в психологической, философской, педагогической литературы, определение позиции исследования, определение понятийного аппарата, формулирование первичной гипотезы и задач исследования. Нами использовались на организационно-подготовительном этапе следующие методы: обобщение, анализ, сравнение.
Второй этап (октябрь - ноябрь 2017 г.) – разработка и апробация содержательной модели социализации детей младшего школьного возраста силами семьи и школы. Нами использовались на содержательно-процессуальном этапе такие методы исследования, как: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Третий этап (декабрь 2017 г.) – проведение анализа и обобщения результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, систематизация полученных данных. Мы осуществляли на аналитико-корректирующем этапе контрольный этап педагогического эксперимента. Мы использовали на данном этапе следующие методы исследования: построение таблиц, гистограмм.
Экспериментальная база исследования: филиал МОБУ ООШ с. Мечетлино, МОБУ ООШ д.Ахуново Салаватский район РБ.
Теоретическая значимость исследования.
- представлено изучение понятия «социализация» в современной науке;
- теоретически обоснованы и содержательно раскрыты особенности педагогического взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников, а также современные подходы к социализации младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса педагогического взаимодействия семьи и школы;
- описаны ключевые показатели успешной социализации младших школьников;
- разработана и апробирована программа педагогического взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников.
Апробация исследования: участие в Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2018» в форме публикации «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников» и публикацией методических рекомендаций на сайте «Инфоурок».
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, глоссариев по категориальному аппарату и персоналиям, а также приложения.
Во введении была обозначена актуальность исследования, сформулированы цель, объект и предмет исследования, а также представлены иные аспекты исследования, характерные для научно-исследовательской работы такого уровня.
В Главе 1 рассмотрены теоретические сведения по теме исследования. В Главе 2 представлено подробное описание проведенного эксперимента, представлен анализ результатов исследования. В Главе 3 представлено методическое сопровождение обозначенной темы исследования.
В Заключении представлены основные выводы по теме исследования, намечены перспективы для дальнейшего исследования.
Список использованной литературы представлен актуальными источниками, представляющими собой монографии ученых, хрестоматии по педагогике и психологии, а также современные научные статьи по теме исследования, опубликованные в наиболее авторитетных периодических источниках.
Также в работе представлено 8 таблиц и 1общая диаграмма