Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 154
  • Скачиваний: 20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные обстоятельства  социализации требуют особого внимания педагогов и родителей. Сегодня младший школьник  находится в огромном  информационном и   социальном пространстве, которое для ребенка не имеет  явных   внешних и внутренних границ. Изоляция детей от проблем, которые  решают  взрослые, мешает  их социализации, нарушая  процессы их взросления. Происходит подмена реальных форм социализации виртуальными.

В законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ» (2000), в «Федеральной программе развития образования 2020» (2015), в ФГОС НОО и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее развитие личности ребенка, которое начинается еще в семье. В законе «Об образовании» РФ именно родители организуют первые шаги в социализации, что обуславливает приоритет своевременной адаптации детей младшего школьного возраста в обществе посредством семьи и школы, целью взаимодействия которых является формирование адекватного восприятия окружающей среды и рационального взаимоотношения ребенка с ней [54].

Соответственно, возникает   конфликт между особенностями  усвоения ребенком социальных ценностей в школе (последовательность, традиционность, системность, культуросообразность и т.д.) и вне школы (смешение высокой культуры и бытовой, хаотичность, размытые границы между культурой и антикультурой и т.д.).

Значит, актуальность изучения   социализации детей младшего школьного возраста  при взаимодействии семьи и школы  подтверждается  поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личного социального опыта. На современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие навыков успешной адаптации в обществе для детей младшего школьного  возраста  в процессе взаимодействия семьи  и школы.

Исследования проблемы социализации  детей младшего школьного возраста  исходят из недостаточного анализа  теоретических подходов к развитию, воспитанию и социализации детей в семье  и школе отдельно как к неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса детей младшего школьного возраста.

Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:

-        социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с социализацией  детей младшего школьного  возраста, способных к полному взаимодействию с окружающей   средой и активному ее преобразованию, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;

-        необходимостью формирования социально  развитой  личности детей младшего школьного  возраста  и недостаточным методическим  обеспечением этого процесса в условиях  взаимодействия семьи и школы;

-        педагогическим потенциалом взаимодействия семейного воспитания  и школы по формированию социально  адаптированной   личности младших школьников  и недостаточностью методического обеспечения  педагогического взаимодействия семьи и школы.

Актуальность темы и выявленные противоречия определили проблему исследования: как добиться того, чтобы педагогическое взаимодействие семьи и школы   стало   способствовать успешной  социализации младших школьников?

Но при этом возможности  взаимодействия  семьи и школы как фактор социализации младших школьников   изучены не достаточно. Это и определило тему исследования  «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников».

 

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность Программы по организации  взаимодействия семьи и школы при социализации     младших   школьников.

Объект исследования –    социализация младших школьников.

Предмет исследования –  возможности педагогического взаимодействия  семьи и школы для  социализации младших школьников.

Гипотеза исследования    основана на предположении о том, что возможно успешно  обеспечить социализацию  младших школьников при взаимодействии семьи и школы.

 Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют   задачи исследования:

  1. Всесторонне рассмотреть понятие  «социализация» для детей младшего школьного возраста.
  2. Определить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы при социализации     младших   школьников.
  3. организовать педагогический эксперимент по изучению уровня социализации младших школьников.
  4. Опытным путем проверить эффективность предложенной программы по организации  взаимодействия семьи и школы при социализации     младших   школьников.         

Методологические основы исследования:

- системный подход (В. А. Губанов, В. В. Захаров, А. Н. Коваленко и др.)

- деятельностный подход, реализуемый в трудах  Л.С. Выготского, В.Г. Зазыкина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.

- компетентностный подход (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.).

Теоретические основы исследования.

Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи о сущности социализации  детей младшего школьного  возраста  (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков   и др.); идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская); психологическая теория деятельности личности  (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Обращаясь к   рассматриваемой проблемы, следует отметить, что основу социализации младших школьников  в семье и школе  составляют следующие труды: исследования  о роли   социальной политики государства в отношении семьи (П.Ф. Дементьева, М.Л. Гурьянова С.В. Дармодехин);   труды  о роли  психолого-педагогической культуры семьи как фактора повышения ее воспитательного потенциала (Т.В. Лодкина, Т.А. Флоренская, С.А. Козлова);  теория взаимодействия семьи и школы для социальной адаптации младших школьников.

Методы:

Теоретические:

- анализ научной литературы (анализ, обобщение научной литературы);

Эмпирические:

- наблюдение;

- беседа;

-педагогический эксперимент;

- метод математической и статистической обработки данных.

Этапы исследования:

Первый этап (август- сентябрь  2017г.) - изучение, анализ, систематизация информации  по исследуемой теме в психологической, философской, педагогической литературы, определение  позиции исследования, определение  понятийного аппарата, формулирование первичной гипотезы и  задач  исследования. Нами использовались на организационно-подготовительном  этапе следующие методы: обобщение, анализ, сравнение.

Второй этап (октябрь - ноябрь 2017 г.) – разработка  и апробация содержательной  модели социализации детей младшего школьного возраста  силами  семьи и школы. Нами использовались на содержательно-процессуальном этапе такие  методы исследования, как: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.

Третий этап (декабрь 2017 г.) – проведение анализа и обобщения результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов, систематизация  полученных  данных. Мы осуществляли на аналитико-корректирующем этапе контрольный этап педагогического эксперимента. Мы использовали  на данном  этапе следующие методы исследования: построение таблиц, гистограмм.

Экспериментальная база исследования:  филиал МОБУ ООШ с. Мечетлино, МОБУ ООШ д.Ахуново Салаватский район РБ.

Теоретическая значимость исследования.

-          представлено  изучение понятия «социализация» в современной науке;

- теоретически обоснованы и содержательно раскрыты особенности педагогического взаимодействия семьи и школы при социализации младших школьников, а также современные подходы к  социализации младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

-        содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса  педагогического взаимодействия семьи и школы;

 -   описаны ключевые показатели успешной   социализации младших школьников;

-        разработана  и апробирована     программа    педагогического взаимодействия семьи и школы  при   социализации младших школьников.

Апробация исследования: участие в Международной  студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2018» в форме публикации «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников» и публикацией методических рекомендаций на сайте «Инфоурок».

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа    состоит из введения, двух   глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, глоссариев  по категориальному аппарату и персоналиям, а также приложения.

Во введении была обозначена актуальность исследования, сформулированы цель, объект и предмет исследования, а также представлены иные аспекты исследования, характерные для научно-исследовательской работы такого уровня.

В Главе 1 рассмотрены теоретические сведения  по теме исследования. В  Главе 2 представлено подробное  описание  проведенного эксперимента, представлен анализ результатов исследования. В Главе  3 представлено методическое сопровождение обозначенной темы исследования.

В Заключении представлены основные выводы по теме исследования, намечены перспективы для дальнейшего исследования.

Список использованной литературы  представлен актуальными  источниками, представляющими собой монографии ученых, хрестоматии по   педагогике и психологии, а также  современные научные статьи по теме исследования, опубликованные в наиболее авторитетных периодических источниках.

Также в работе представлено 8 таблиц и 1общая диаграмма

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: