Младший школьный возраст - время формирования высших
нравственных чувств
Ландышева Л.А., учитель начальных классов
«Отличник образования РБ»
МБОУ «СОШ №19» г. Салавата
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с детства, с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Но одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как украшали свой быт, как воспитывали своих детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего.
Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями своей культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Приобретение ребёнком культурных и вечных ценностей, нравственности, целомудрия способствует развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений. В младшем школьном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам. Этот возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств - доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Это и в наше современное время остаётся актуальным. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Принимая детей в первый класс, я ставлю перед собой цели:
- создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка;
-способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности;
-организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворении потребности ребёнка во внимании и признании.
А также задачи:
-помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие лень, бескорыстие- жадность, простота-хитрость) и правил доброй, совестливой жизни;
-содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
-развивать способность детей отличать хорошее от плохого в жизни, умение делать нравственный выбор;
-воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
-воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
-развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Реализовать поставленные цели и задачи можно на любых уроках - это русский язык, литературное чтение, математика окружающий мир и другие. Всем известно, что дети очень любят сказки. И, их использование даёт большую возможность в воспитании духовности, нравственности и патриотизма. На примере сказки « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» с детьми можно побеседовать о зависти, «Василиса прекрасная», «Айога»- поможет показать послушание, любовь и уважительное отношение к родителям, «Сказка о золотом петушке» даёт возможность поговорить о совести. Для нравственного формирования личности исключительно важны её самостоятельные действия ребёнка. Он не должен получать только готовых решений. Нужно предоставить возможность выбора в конкретной ситуации. В этом помогают беседы-диспуты на темы: «Ограничение и самоограничение», «Мы договариваемся», «Я – ты -мы», «Другой человек», «Я отвечаю за свои поступки» и т.д. Главное не упустить время. Ведь каких детей мы воспитываем, таким будет наше завтра во всех областях жизни.