Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что в воспитании всё основано на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность формирует другую личность, только характером можно образовать характер.
Где же тот канал, по которому «изливается воспитательная сила педагога? Единственным таким каналом является общение воспитателя с детьми.
Межличностные отношения в педагогическом процессе включает две сто-роны:
− Внутренняя, невидимая – «педагогическое отношение»;
− Внешняя, проявляемая – «педагогическое общение».
Выделяют следующие типы отношения воспитателя к детям:
1. Устойчиво-положительный – ровное душевное отношение к детям, забота о них, преобладание положительной оценки действий детей. Воспитатель сло-вом, улыбкой, жестом даёт понять, что ребёнок ему небезразличен.
2. Пассивно-положительный – преобладает ситуативность поведения педагога. Оценка зависит от настроения, тон нередко сухой, официальный.
3. Неустойчивый – ситуативность поведения при общей положительной направленности.
4. Открыто отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической работе. Педагог подчёркивает, что он «выше детей». Создаётся напряжённая атмосфера, вызывающая противостояние детей требованиям воспитателя.
5. Пассивно-отрицательный – скрытая отрицательная направленность к детям, к работе. Внешне может создаваться впечатление порядка, хорошей организации, но в душе – безразличие к детям.
Внешняя сторона межличностных отношений выражается в педагогическом общении.
Общение осуществляется через педагогические воздействия. В процессе общения воспитатель воздействует на детей осознанно и неосознанно.
Осознаваемые педагогические воздействия воспитатель строит сознательно, чтобы прямо или косвенно воздействовать на детей.
Неосознаваемые педагогические воздействия – воспитатель не осознаёт, но объективно они воздействуют на ребёнка, формируя его личность.
А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или приучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в любой момент, даже тогда, когда вас нет дома... В воспитательной работе нет пустяков... Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них складывается жизнь.
Неосознаваемые воздействия – это внешнее проявление, выражение личности педагога: его характера, кругозора, интеллекта.
Воздействия могут быть прямые и косвенные. Прямые воздействия прямо обращены к детям. Это объяснение, показ, указание, одобрение, порицание.
Косвенными считаются воздействия через других лиц, или через опреде-лённую организацию со сменой деятельности, или через оценку деятельности детей.
Наиболее эффективны в воспитании дошкольников, косвенные воздействия: через игру, сказку, песню, произведения искусства. Известно, что произведения искусств дают возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, и в процессе этого переживания усвоить нравственную норму несравнимо глубже, чем ту же нравственную норму, сообщаемую ребёнку взрослым.
Что такое общение?
Прежде всего – это деятельность, но со своими специфическими свойствами. Общение возможно только при наличии не менее двух партнёров.
Таким образом, скорее это взаимодействие с целью обмена разнообразной информацией, а также для согласования действий по совместному достижению цели в определённом виде деятельности:
− цели и мотивы;
− способы и средства;
− предмет деятельности.
В разных формах общения эти характеристики разные. Формы общения детей во многом зависят от возраста.
Младенец желает привлечь к себе внимание взрослых, чтобы с ним поговорили ласково, переменили позу, поменяли пелёнки и т.д. Это первоначально возникающая форма общения получила название ситуативно-личностной формы общения или непосредственно эмоциональной.
Какие средства для поддержания общения выбирает малыш? Это вокализации, яркая мимика, выражение радости от общения ввиде так называемого «комплекса оживления»
В процессе ситуативно – личностного общения происходят важные для ребёнка изменения психики. Вскидывании ручек в момент оживления становится начальным этапом хватания, которое необходимо для предметного манипулирования – ведущего вида деятельности этого возраста.
Со второго полугодия жизни ребёнок хорошо захватывает предметы, манипулирует ими, начинает садиться. Круг интересов существенно расширяется, ребёнок овладевает предметной деятельностью. Взрослый, вступая в общение с ребёнком, показывает ему новые игрушки, новые способы действия с игрушками и другими предметами. С помощью взрослого ребёнок быстрее осваивает окружающий мир. А это значит, что со взрослыми интересно. Мотивом общения с этого времени становится взаимодействие со взрослым для скорейшего достижения результата в игровой или практической деятельности. Средства общения на этом этапе:
− локомоции (приближение и удаление);
− предметные мануальные действия (прикосновение, ощупывание рук и одежды, протягивание и вручение игрушек).
Эту новую форму общения называют ситуативно-деловой формой общения.
В форме ситуативно-делового общения развивается предметная деятельность, и складываются условия для появления первых слов. Ситуативно-деловая форма общения сохраняется и в более старшем возрасте, но средства общения становятся более сложными, завуалированными. Зачастую дети выполняют игровую и трудовую операции главным образом для того, чтобы на них обратили внимание, похвалили. Одновременно происходит и обратный процесс: похвала взрослого, готовность общаться стимулирует игровую и трудовую деятельность дошкольников. Вот почему так важна положительная оценка, похвала в общении с ребёнком.
Д.Б. Эльконин предположил, что именно распространение эмоций, родившихся в сфере общения с окружающими, на новые виды деятельности, выводят ребёнка из состояния сосредоточенности на одном человеке и переводят его внимание на окружающие предметы и взаимоотношения между ними.
Возникает внеситуативно познавательная форма общения. Для неё харак-терно появление вопросов «почему?», «отчего?», «как?». Возникновение вопросов означает переход малыша на более высокую ступень развития психических процессов. Изменяются и мотивы общения ребёнка со взрослыми. Теперь ребёнку необходимо узнать как можно больше об окружающем мире, о взаимозависимости. Ответы на его вопросы рождают новые вопросы, и поэтому вопросам не видно конца. Как относиться к этому явлению? Главное – показать ребёнку серьёзное отношение к его вопросам. Можно предложить ему подумать вместе или сказать, что ответ вы поищете в книгах. Но нельзя погасить любознательность малыша.
Переход к внеситуативно-познавательной форме общения знаменует гро-мадный сдвиг в психическом развитии дошкольников. Происходит настоящий переворот в психике, на более высокий уровень поднимается чувственное познание, стимулируются новые формы мышления.
С 3-4 лет дошкольник начинает осознавать себя как субъект общества, по-нимать, что вокруг него такие же люди. С этого времени внимание ребёнка начинают привлекать взаимоотношения не только в мире вещей, но и в мире людей.
Возникает наивысшая ситуативно-личностная форма общения.
Её мотивы: потребность ребёнка в уважении к себе, как личности, желание све-рить со взрослыми свои ощущения, получить оценку поступка и привести её в соответствие со своей оценкой, потребность участвовать в жизни общества.
Средство общения как и при внеситуативно-познавательной форме служит речь, однако при этом речь несёт двойную нагрузку: как средство общения с окружающими людьми (межличностная), как средство организации собственных психических процессов на вербальном уровне (внутри личностную).
Ребёнок становится способным к самооценке и к саморегуляции. Порой воспитатели сетуют на частые жалобы детей по разному поводу. Имея ввиду вышесказанное, можно рассматривать большинство жалоб как стремление вступить в личностный контакт с воспитателем, чтобы сверить с ним свои оценки и привести их в соответствие с оценками взрослого. Воспитателю следует быть внимательным и распознавать такие жалобы, чтобы правильно на них реагировать. Итак, общение со взрослыми – это решающий фактор развития ребёнка, через взрослых он познаёт мир, взаимоотношения в этом мире, поступает по ступенькам психического и умственного развития. Для этого необходимо, чтобы общение было правильно организованно. Воспитатель должен уметь распознавать, на каком уровне общения находится ребёнок и опираясь на достигнутый уровень добиваться перехода на более высокую стадию общения.
Бывает так, что до конца дошкольного детства интересы ребёнка ограничены предметными действиями, высказывания касаются, в основном, окружающих предметов или сиюминутных событий. Это говорит о серьёзном отставании в развитии общения.
Как определить уровень общения ребёнка? Уровень общения определяется по наивысшим достижениям во внеситуативном общении, т.к. это общение наиболее сложное. Поэтому, для определения уровня общения, воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и отмечает высказывания и поведение ребёнка в ходе этой деятельности. Так известно, что познавательное общение начинается с вопросов «почему?», «отчего?», «как?» примерно к 3 годам. Овладеть этим видом общения в норме ребёнок должен к 4-5 годам. О достаточном уровне общения говорят следующие признаки:
− ребёнок увлечён беседой, активно высказывается без отступлений от темы беседы;
− задаёт разнообразные вопросы по теме беседы.
При несформированном познавательном общении ребёнок 4-5 лет часто отвлекается, перескакивает с одной темы на другую.
Внеситуативно – личностное общение сложно для дошкольников по следующим причинам:
− некоторые события, по поводу которых нужно высказаться не содержат опоры на наглядный материал, не могут быть представлены в реальной жизни. Это определённая абстракция.
− вступая в личностное общение, ребёнок должен уметь анализировать своё состояние, ощущения и уметь передать это в словах другому человеку.
− такое общение предполагает способность ребёнка понимать и учитывать мнение другого человека, согласовывать свои оценки с оценками взрослого.
Определить уровень развития личностного общения можно в результате анализа работ детей по изодеятельности или любой продуктивной деятельности (анализируют дети).
При сформированном внеситуативно-личностном общении:
− оценки ребёнка развёрнуты, глубоки;
− оценка объективна и не зависит от взаимоотношений;
− оцениваются не только внешние признаки, но и характер, поступки, причины поступков.
Проверить уровень личностного общения можно в беседах «Как мы играли?», «Как мы трудились?», в обсуждении прочитанных книг, если это обсуждение построено не на воспроизведение текста, а на анализе событий, характеристике действий героев, а так же в повседневной жизни.
Внеситуативно-личностное развитие можно считать достаточно сформированным если:
− дошкольник активно ищет бесед на личностные темы, с интересом поддерживает такие беседы, начатые взрослым;
− его споры нацелены на уточнение, проверку того, правильно ли он понимает, как нужно в этом случае поступить;
− несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а влечёт её усовершенствование;
− малыш может обсуждать отвлечённые темы, связанные с взаимоотношениями людей.
Как перевести ребёнка на более высокий уровень общения? Этого можно добиться с помощью специальных занятий. Общий принцип организации таких занятий:
− опережающая инициатива педагога;
− взрослый даёт ребёнку образцы такого общения, которым ребёнок пока не владеет.
Внеситуативно-познавательное общение формируется в беседах с детьми на познавательные темы. Начать следует с того уровня, которого дети уже до-стигли. Вначале к беседе привлекается разнообразный наглядный материал, делается опора на личный опыт детей. Материал первых бесед должен быть несложным, но увлекательным, например, беседы «От зёрнышка до яблочка», «Из чего делают сыр?». Воспитатель побуждает детей к активности, хвалит за интересные вопросы по теме, стимулирует вопросы и высказывания. То есть втягивает детей в общение. Такие беседы проводятся 1-2 раза в неделю.
Постепенно познавательные беседы всё меньше опираются на наглядный материал, продолжительность их увеличивается. Можно считать, что цель достигнута, если:
− дети достаточно часто и увлечённо беседуют на познавательные темы;
− проявляют инициативу в разговоре со взрослыми о предметах и явлениях, не представленных в личной ситуации.
Формирование внеситуативно – личностного общения лучше начать с игр с правилами. В игре дети учатся ориентироваться на партнёра, не обижаться, если проиграли, регулировать своё поведение, чтобы не нарушать правила. Игры раскрывают замкнутых и стеснительных. Они без боязни обращаются со взрослыми, когда взрослый участвовал в их игре.
В дальнейшем воспитатель создаёт условия, заставляющие оценивать свои действия и поступки. Это может быть анализ работ по изодеятельности, беседа о прочитанном, составление рассказа о друзьях, о происшествиях с детьми и их товарищами. Беседы «Как мы играли», «Как мы трудились». Помогают в этой работе задушевные беседы с детьми, рассказ о своём детстве, о своих знакомых, обсуждение прочитанных книг с оценкой поступков героев и с переходом на темы, касающиеся повседневной жизни детей. Всё это показывает дошкольникам, что в окружающей жизни много интересного, заслуживающего внимания и раздумий. В повседневной жизни воспитатель должен чаще обращаться к детям с вопросами: «Что ты делаешь?», «Почему так делаешь?», «Какое у тебя настроение?», то есть ребёнок должен видеть, что с ним готовы общаться на личностном уровне.
В результате такой работы:
− высказывания детей в повседневной жизни всё чаще имеют внеситуативный характер;
− оценка своих действий и действий окружающих всё более объективная;
− ребёнок чаще отмечает положительные поступки товарищей;
− желание следовать требованиям воспитателя, стремление к общности взглядов со взрослым, отказ от прежних своих взглядов ради достижения этой общности.
Сформированная внеситуативно-личностная форма общения – фундамент формирования осознанных нравственных качеств личности, так как общность взглядов со взрослым является критерием их правильности.
Сформированность личностного общения – это показатель готовности дошкольников к обучению в условиях школы.
В школе такие дети легко принимают и осознанно выполняют требования учителя к дисциплине. Они не отвлекаются, не затевают на уроке разговоров на посторонние темы. Ведь для такого ребёнка центр любого общения – взрослый. Малыш с повышенным вниманием относится к его словам и действиям, свои ошибки как бы видит его глазами и поэтому реагирует на замечания без обиды, а старается усовершенствоваться в соответствии с требованием учителя.
Воспитатель может и должен искать новые пути к формированию высших форм общения с детьми, так как разнообразие индивидуальных особенностей детей требует разнообразие подходов. Вот почему трудно разработать единые рекомендации на все случаи жизни. Суть в том, что воспитатель должен отдавать себе отчёт в том, насколько сформировано у его воспитанников общение и как работать над формированием наивысших форм общения с детьми.
Литература:
1. Белкина В. Н. «Педагогическая регулирование взаимодействия детей со сверстниками» Ярославль 2000 г.
2. Белкина В. Н. «Психология раннего и дошкольного детства» Ярославль 1998 г.
3. Бодалев А. А. Личность и общение М. 1983г.
4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада 2-е издание М. 1985г.
5. Возрастные особенности психического развития детей / под редакцией Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М. 1982г.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести М. 1996г.
7. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учите детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997г.
8. Коломинский Я., Панько Е. «Что такое педагогическое общение» //журнал «Дошкольное воспитание» 1985 г. №6
9. Леонтьев А. А. Психология общения М. 1997
10. Лисина М. И. «Проблемы онтогенеза общения» Москва 1986 г.
11. Социально-психологическая характеристика группы сверстников детского сада /под редакцией Репиной Т. А. Москва 1986/1987 гг.