Научные труды и опыт педагогов имеют важное значение для обоснования педагогической поддержки ребенка, которая включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает всю систему социального бытия, выступает как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества. Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О. С. Газманом [1, с.34]. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Он отмечал, что педагогическая поддержка детей, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Суть педагогической поддержки, по мнению О. С. Газмана, состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку. Структуру педагогической поддержки на основе исследований О. С. Газмана, определяет М. В. Крутова [3, с.156]. В качестве этапов педагогической поддержки она выделяет следующие: Диагностический — совместное выявление возможных проблем в каком-либо виде деятельности, их определение. Важно помочь ребенку сказать вслух или выразить на бумаге то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Основная задача данного этапа — помочь ребенку сформулировать самостоятельно проблему. Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны). Планирование совместных действий — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы). Деятельностный — самостоятельная целенаправленная активная деятельность самого ребенка. На этом этапе задачей педагога является всяческое одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы и координация действий, в том числе и родителей. Рефлексивный — совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач, констатация фактов разрешимости проблем, осмысление им и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а так же современной практики дошкольного образования позволяет говорить, что в связи с введением ФГОС ДО возрастает необходимость изучения проблемы педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений. Каждый дошкольник — маленький исследователь. Задача педагогов помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка, это происходит при развитии логико-математических представлений у детей. Развитие логико-математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Под логико-математическими представлениями С. Н. Егошина [2, с.78] понимает знания, которые приобретаются в ходе детской деятельности, насыщенной проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания. Особенности развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, как утверждает З. А. Михайлова [4, с.189] заключаются в развитии самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций логико-математического характера, целеустремленности в выполнении поставленной логико-математической цели, творческое решение логических задач, нахождение нестандартного способа решения. Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить педагогические условия, способствующие реализации педагогической поддержки ребенка в процессе развития логико-математических представлений. Первое педагогическое условие, организация образовательных ситуаций, обеспечивающих сопровождение ребенка в процессе развития логико-математических представлений
- Рубрика: Детский сад
- Формат: zip
- Просмотров: 151
- Скачиваний: 12