Выступление на педсовете на тему «Педагог в условиях ФГОС».
Ермолова Н.Б., заместитель директора ОУ
Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире. Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями. Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. В решении задач, сегодня стоящих перед общеобразовательной школой, важная роль принадлежит реализации педагогами требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Прошедший учебный год стал завершением освоения стандарта начальной школы. Данные Федерального мониторинга по реализации ФГОС НОО свидетельствуют о следующих проблемах учителей:
- непонимание сути требований ФГОС ОО,
- недостаточная компетентность педагогов в области технологий и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, а с другой – сопротивление изменениям;
- проблема реализации новых требований средствами старого содержания;
- урок – по-прежнему основной образовательный формат;
- роль и возможности внеурочных занятий для работы по ФГОС не являются очевидными;
- неумение педагога выстраивать урочное занятие как систему последовательного решения учебных задач через проблемные и учебные ситуации
Нынешний учебный год для всех школ является началом перехода на новые образовательные стандарты на ступени основного общего образования. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. Стандарт указывает учителю вектор деятельности, направление которого – постоянный поиск средств, путей и условий, благоприятствующих развитию творческих, инициативных людей.
Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.
Проведённый опрос среди учителей школы показал, что лишь 80% учителей морально готовы к работе в новом режиме, 73% выразили желание совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. Основным направлением методической работы в школе являлась организация работы по освоению ФГОС. В целях ознакомления с опытом перехода на ФГОС ООО приняли участие в деятельности сетевых сообществ по изучению и применению актуальных педагогических практик:
- проекты, направленные на локальные изменения образовательной среды «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся при реализации ФГОС ООО (ЦДОД «Стратегия»);
- системные проекты: «Государственно-общественное управление школой как ресурс внедрения и сопровождения ФГОС второго поколения» (гимназия №19), «Организационно-методическое сопровождение процесса перехода на ФГОС ООО» (лицей №44).
Способствовало решению профессиональных задач и проблем учителей их взаимодействие с городскими профессиональными сообществами, где рассматривались актуальные вопросы:
- о работе над развитием навыков смыслового чтения текста в системе метапредметных образовательных результатов;
-об организации внеурочной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО;
- о методических подходах при формировании и развитии у учащихся универсальных учебных действий и др.