Педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на то, чтобы наши дети росли социально адаптированными, включенными в процессы общения с окружающим миром, детьми и взрослыми, мальчиками и девочками. Чтобы ребенок с ранних лет жизни овладел культурой понимания других людей.
Общение ценно и тем, что это двухсторонний процесс, позволяющий понимать не только окружающих, но и себя, это один из самых простых и одновременно сложных путей самопознания и саморазвития.
Система дошкольного образования это уникальная система, сущность которой заключается в целенаправленном развитии и воспитании детей, начиная с первого года жизни и до семи лет. Поговорим об одной из линий развития детей - это развитие речи девочек и мальчиков от пяти до семи лет.
В целом, дети 5 - 7 лет без дополнительных вопросов могут пересказывать сказки или составить рассказ из 4 -5 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления: воздействуя на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.
В этот период активизируется пассивный словарь (понимание). Это происходит не только за счет увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счет постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. Наряду с другими сторонами речи, на шестом году жизни активно развивается грамматический строй, такое бурное развитие речи детей базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи.
К пяти годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может происходить неравномерно. Темп речи детей в повседневной жизни остается умеренным, однако возможны стилистические и содержательные затруднения, которые могут вызвать у них необходимость прервать своё высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И наоборот. В состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорей высказаться, ребенок может говорить быстрей, взахлеб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на качество звуко- и словопроизношения. Торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов или слов, пропуску звуков. Кроме того, смена зубов, происходящая на шестом году жизни также, может затруднить звукопроизносительные возможности ребенка.
Существуют ли отличия развития в целом, и в речи в том числе, между девочками и мальчиками пяти – семи лет? Исследования специалистов показали, что да, причем, иногда разница очень большая:
По утверждению специалистов отличие в развитии речи у детей возникает из-за отставаний по биологическому возрасту мальчиков от девочек на 1,5 – 2 года. Именно поэтому весь педагогический процесс необходимо строить с учетом этих особенностей:
- у девочек все развитие психики проходит как правило на фоне «оречевления», а у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. Безусловно, это сказывается на особенностях и уровне развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического, интуитивного;
- при планировании занятий необходимо помнить о более поздней врабатываемости мальчиков и необходимости организации частой смены деятельности для них;
- чаще используйте головоломки для девочек;
- специфика познавательного развития предполагает использование более подробных объяснения поисковых, творческих заданий для девочек, указание принципа решения для мальчиков; развитие пространственных умений у девочек, активизацию работы с конструкторами в совместной деятельности;
- при организации занятий педагогам стоит быть умеренными в отношении требований «полного ответа» у мальчиков. Не следует требовать от мальчиков «женского поведения» при ответе (девочки смотрят в лицо педагогу, не отвлекаясь, кивают головой, ищут подтверждения правильности). Мальчики смотрят в сторону, вниз, шепчут себе под нос, а педагогу женщине кажется, что они не думают, не ищут решений. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях;
- на занятиях по развитию речи следует отводить особую роль восприятию детьми художественных литературных произведений с последующей этической беседой. Образы героев должны быть художественно выразительны и эмоционально привлекательны, отражать полярные поведенческие эталоны (трус - герой, трудолюбивая - ленивая и др.), идеалы семейных отношений, содержать эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время и др.).
При организации игр и речевых, в том числе необходимо помнить что:
- мальчикам необходимо широкое пространство (вся группа, специальное помещение), а девочкам сузить его (стол, одна зона в предметно-развивающей среде группы);
- учитывать механизм познания мужским и женским мозгом. Мальчики понимают пространственные задачи, девочки в большей степени ориентируются на применение совместных умений в ходе решения задач, их больше волнует не сама ситуация, а возможность стать участницей её решения;- у мальчиков в большей степени необходимо развивать мелкую моторику, а у девочек крупную;
- давайте возможность мальчику выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами;
- играйте с девочками, используя предметы, иллюстрации в трехмерном изображении. Это поможет им в работе, с математическими вычислениями, и в конструировании, сделает для них более конкретными, доступными для понимания;
И как пример приведу несколько игровых упражнений и дидактических игр для развития речи у детей пяти – семи лет.
- «Гендерные ситуации» способствуют включению, погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного опыта, гендерного «Я» девочек и мальчиков. Все это происходит при активном обсуждении.
- «Детские гендерные рассказы» побуждают детей к артикуляции, проговариванию собственных эмоциональных переживаний, связанных с их социополовой характеристикой. Возможны спонтанные, придуманные истории детей, и поэтому все детские инициативы в этом контексте следует поддерживать и переводить в плоскость взаимоотношений в группе сверстников.
- На занятиях по обучению грамоте при дифференциации звуков можно распределить задания например [З] и [Ж], [З] – стрекоза для девочек, [Ж] – жук для мальчиков. На одном из этапов девочки отдельно от мальчиков (и наоборот должны составить загадку – описание про какого – либо друга, или подругу изображение, которого находится в фотоальбоме.) Нужно отметить, что характер и содержание загадок; время, затраченное на составление загадок мальчиками будет заметно отличаться.
- «Прятки» Цель: развитие пространственной координации, формирование умений и навыков звукового анализа слов, развитие внимание, памяти.
Вариант для мальчиков: перед ребенком расположен квадратный лист разделенный на 9 квадратиков трех цветов: зеленый, синий, красный. Ребенок двигает фишку по заданию взрослого. Например, поставь фишку на квадрат в верхнем левом углу, теперь отсчитай два квадратика влево и т.д. При этом ребенок на отдельной полоске выставляет цветные квадратики в той последовательности, в которой они выпадали в ходе выполнения задания. Затем ребенок ищет картинку, название которой подходит к образовавшейся схеме слова.
Вариант для девочек: девочки «нанизывают» бусинки получая инструкцию от взрослого:
а) возьми зеленую фишку из квадратной коробки, синюю фишку из круглой коробки, красную из прямоугольной коробки.
б) возьми красную фишку из деревянной коробки, из пластмассовой коробки, зеленую из деревянной коробки, красную из железной коробки.
При этом в ходе игры на столе находятся только три коробки с фишками, на которые воспитатель указывает, называя разные признаки, качества, размеры этих коробок.
5. «Собери слово» Цель: развивать фонематический слух, формировать умения и навыки выделять первый звук в слове, воспитывать ловкость, аккуратность.
Вариант для девочек: взрослый показывает ребенку картинку, тот называет первый звук слова, затем первый звук второго слова и с помощью наглядности «связывает» эти звуки в слово (односложного типа).
Вариант для мальчиков: то же задание, только мальчики «соединяют» звуки в слова посредством метания колец или мяча в цель, возле которых стоят используемые в игре картинки.
Именно в дошкольном периоде детстве начинаются, и активно протекает, полоролевая социализация закладываются первоосновы полоролевых ценностей и ориентаций и центральных качеств пола – мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
С опорой на эти данные воспитателю нетрудно построить правильное взаимодействие с детьми в процессе обучения, обеспечить оптимальные условия, в которых удовлетворяются познавательные потребности и мальчиков и девочек.