Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 81
  • Скачиваний: 2

Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников

При планировании коррекционной работы с детьми, имеющими признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью следует учитывать, что в работе с гиперактивными детьми важен комплексный подход: требуется участие родителей, воспитателей, психолога и других педагогов детского сада непосредствено взаимодействующих с ребенком. Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо увлечь, вовремя делать деликатную оценку результатов его действий.  Необходимо в первую очередь обеспечить ребенку благоприятные условия развития, как в детском саду, так и дома, минимизировать эмоциональные потрясения. В домашних условиях просматривать с детьми только спокойные передачи, мультфильмы и сказки, без страшных агрессивных героев, ярких эмоциональных вспышек. От всех членов семьи требуется понимание и доброжелательное отношение. Иногда нужно откорректировать режим дня, особенно продолжительность сна. Дозировать интеллектуальные нагрузки, спокойные занятия следует комбинировать с динамическими.  Все занятия следует проводить в игровой форме, при этом устраивать по мере необходимости перерывы, давать возможность подвигаться. Для того чтобы коррекционная работа была результативной, необходимо разработать индивидуальные способы коррекции поведения и оптимизации процесса воспитания и обучения совместно с психологом, что невозможно без своевременного проведения диагностики. Целесообразно при поступлении в детский сад проводить диагностику всех детей с целью выявления признаков СДВГ. Вовремя выявленный дефект – гарантия эффективности коррекционной работы [9; 21; 33; 40].

 Проведение диагностики СДВГ – важная задача, требующая комплексного подхода.

Как было выявлено из анализа научных источников, СДВГ имеет  обширную картину признаков. Синдрому могут сопутствовать не только достаточно много других признаков, но и другие заболевания. Поэтому,  проведение диагностики и постановка диагноза является очень сложной задачей. Кроме того, как указывают исследователи, проявления наиболее характерные для СДВГ - дефицит внимания и гиперактивность, могут встречаться и у здоровых детей в силу особенностей возраста и определенных внешних обстоятельств [9; 31; 34].

Исходя  из этих особенностей проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, а также понимая необходимость осуществления комплексного подхода к рассмотрению этого сложного психического состояния, диагностика СДВГ у детей дошкольного возраста должна осуществляться с привлечением психологов, врачей, педагогов, родителей.

В первую очередь диагностируются гиперактивность, импульсивность и нарушение внимания, так как их замечают родители, воспитатели , и педиатры на плановом осмотре. Для определения этих признаков используются диагностические критерии  DSM-IV, разработанные американской психиатрической ассоциацией. По данным критериям родители, воспитатели и другие лица, тесно взаимодействующие с ребенком длительное время, оценивают поведение ребенка (Приложение 1).

При диагностике необходимо исключить связанность проявлений СДВГ с каким-либо психическим заболеванием.  Необходимыми условиями так же являются наличие психологического дискомфорта и дезадаптации ребенка, имеющего признаки заболевания.

При наличии 6-ти признаков из 9-ти специалист может поставить ребенку предварительный диагноз: «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Далее ребенок направляется на медицинское обследование. Врач выясняет причину возникновения СДВГ, проводя обследование ребенка и беседуя с матерью на предмет наличия неблагоприятных биологических, социальных и генетических факторов. В диагностике так же используются расширенные опросники для родителей и педагогов, так как врачу за один прием трудно наблюдать все возможные признаки заболевания [9; 21; 33; 40]. Наряду с первичными наблюдениями за ребенком, проводимыми родителями и обследованиями врача, необходимо заключение психолога. В задачи психолога входит: диагностика состояния высших психических функций (памяти, внимания, речи, мышления), изучение двигательной и эмоциональной сфер, изучение личностных особенностей (наличие или предпосылки к акцентуациям), изучение имеющихся социальных навыков и выявление психологических проблем
[9; 40].

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: