Введение новых государственных стандартов привело к новому пониманию проведения современных уроков. В основу современных ФГОСов положены идеи деятельностного подхода Выготского и Эльконина – Давыдова. А для географии – система Воронцова А.Б.
Но модульный подход в преподавании школ развивающего обучения требует недельного погружения в предмет, что пока неприемлемо в обычных школах с урочной системой ведения занятий. Поэтому на данном этапе приходится применять только элементы методики развивающего обучения. Я в своей работе использую следующие направления развивающего, деятельностного подхода в географии:
1. Все обучение строится в виде проблемно – исследовательской деятельности: в практике, в моделировании, в игре. То есть обучение – есть непрерывное решение очередной творческой географической задачи в разном её проявлении. Итог решенной задачи выявляет новую более сложную проблему. Встает вопрос о поиске интересных проблемных задач для учащихся, побуждающих к активному поиску. К сожалению, многие предлагаемые учебниками задачи неинтересны учащимся, так как не имеют связи с реальной жизнью, не приводят к открытию законов природы.
2. Практико – ориентированные проблемные задачи на местности и в классе. В теплое время года я использую практическое моделирование на местности. Учебная задача ставится непосредственно с приборами и привязывается к потребностям территории проживания школьников (например, проектирование дамбы на соседней речке, пешеходного моста через овраг, экологические работы в долине реки). На местности же ставятся проблемные задачи: «Нарисовать план участка, не умея этого делать». Такая проблема определяет границу незнания для последующих этапов уроков по теме «План и карта».
Второе направление практико – ориентированных проблемных задач - это лабораторные работы с приборами в классе (проблемы исследования свойств воздуха, воды, минералов, ископаемых фаунистических остатков, проблемные задачи на измерения различными приборами); опытные лабораторные работы для «квази» исследовательской деятельности школьников. То есть самостоятельное открытие законов и закономерностей природы или выявление границы незнания [3]
3. Как следствие – наиболее заинтересованные школьники начинают разрабатывать индивидуальные исследовательские проекты с последующей защитой результатов на школьных конференциях. Для этих ребят готовятся – творческие домашние задания, проводится дистанционное общение с учителями.
4. Следующее направление деятельностного подхода заключается в использовании на уроках «Системы компьютерного моделирования»[1], в том случае, если невозможен реальный эксперимент (опасность, недоступность, протяженность во времени, масштаб пространства...) и как очередная учебная проблема. Для этого: необходимо наличие персональных (можно парных планшетных, сенсорных) компьютеров, или ноутбуков желательно соединенных в сеть с возможностью вывода результатов индивидуальной работы на общий экран в классе для коллективного обсуждения. Для проведения подобных творчески – моделирующих уроков мной написано около 180 компьютерных авторских модельных программ по географии в программах Macromedia Flash, Internet Explorer, Excel, оформленных на лазерном диске. Более 50 учителей географии нашего края и 3 из Москвы с удовольствием пользуются моими компьютерными программами.
5. Другое направление деятельностного подхода в преподавании обеспечивает авторская «Игровая образовательная система» [2] на уроке. Обучаются дети, для которых состояние игры – естественная среда развития. Это система географических игр - от простейших репродуктивных в начальной школе, до деловых, ролевых, производственно - исследовательских игр - в старшей. Мной создано и используется много лет более 50 учебных географических игр и игровых моментов.
Для этого же направления написаны авторские учебные компьютерные игры (индивидуальные и коллективные). Такие игры предполагают общее или индивидуальное игровое поле, возможность в группе обсудить ситуацию. На уроке это экран (в некоторых случаях смарт - доска). А игроки – учащиеся класса, разделённые на команды. Сами учителя создают много игр в программе PowerPoint, построенные на общем принципе – «на общем экране вопрос для учащихся». Из написанных мной игр: в Macromedia Flash: «Морской бой в Индийском океане», «Ориентирование», «Авторалли по России», «Морские приключения», "По пути Колумба"; «Города Прикамья», «Океан»; «Озёра мира»; «Песни России», «Авторалии по Ю.Америке», «Охота на динозавров»; в PowerPoint: «Шоу Россия», «Освободи Макса», «Шоу Краевед 1,2», «Охота на мамонта».
6. Обязательным направлением деятельностного подхода в моей работе является групповое (или парное) обучение необходимое для формирования коммуникативных компетенций работы в коллективе, выработки лидерских и организаторских качеств. Да и детям (в силу неполноты развития) пока трудно в одиночку правильно делать вывод из увиденного, исследованного.
7. Достаточно хорошо зарекомендовал себя метод мини-проектов, когда за время урока группы школьников создают проект по определенному заданию и защищают его.
8. Значительным развивающим моментом современного урока является наличие свободного высокоскоростного выхода в Интернет на уроках. География – наука о Земле. Значит необходимо мгновенное визуальное знакомство с любой точкой нашей Земли. От фотографий до видеосюжетов и «живых камер». Кроме демонстрационных возможностей формируются компетенции умения работать с массивами информации: искать, обрабатывать, сохранять, презентовать информацию.
9. В дополнение ко всему вышесказанному, я использую систему внеурочных географических мероприятий [4]: целевые исследовательские географо - туристические походы в каникулы (сбор материалов для индивидуальной школьной научной работы), пополнение школьных коллекций природным материалом; ежегодные школьные турслёты с обязательными элементами географии (ориентирование, картография...).
Таким образом, не имея возможности недельного погружения в предмет, как задумано системой развивающего обучения, в условиях сокращения часов на преподавание географии в 5-6 классах, я строю обучение на комплексном современном уровне, удовлетворяющем требованиям ФГОС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мартемьянов В.В. «Теория и практика компьютерного моделирования (школьная география)» Научное Издательство LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-51603, монография, 2014 г.
2. Мартемьянов В.В. «Авторская игровая образовательная система в преподавании географии в средней школе» Научное Издательство LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-52117-1, монография, 2014 г.
3. Мартемьянов В.В. «Географические открытия школьников в процессе компьютерного моделирования на уроках»// III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. – М.: НИЯУ МИФИ. 2013 – 355 с.
4. Мартемьянов В.В. «Система природоведческого образования в 5-9 классах». Всероссийский научно – методический журнал «География и экология в школе XXI века» № 9, 2013 г.