Организация развивающей предметно – пространственной среды во второй младшей группе.
«Благодаря развивающей предметно - пространственной среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка»
Селестен Френе
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно - пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
При организации развивающей предметно - пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Поэтому нашей задачей как педагогов второй младшей группы встала необходимость продумать интересные, развивающие игры, оснастить предметно-пространственную среду развивающим нестандартным оборудованием.
При решении этой задачи мы учитывали следующие условия:
- особенности детей,
- возраст дошкольников,
- уровень их развития, склонности, способности, интересы,
- гендерный состав,
- личностные особенности.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
иметь привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
снимать утомляемость;
положительно влиять на эмоциональное состояние;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
При организации развивающей предметно-пространственной среды мы обратили внимание, что дети с большим интересом слушают волшебные сказки, приносят из дома книжки с картинками, рассматривают их, играют в героев мультфильмов. Поэтому мы решили создать игровое оборудование, позволяющее удовлетворять интересам дошкольников.
Так у нас получилось четыре коврика:
- коврик для игры «Пираты»;
- коврик для игры «Феи»;
- коврик – сказка «Теремок»;
- коврик «Классики»
Коврик для игры «Пираты» Коврик для игры «Феи»
Коврик – сказка «Теремок» Коврик «Классики»
Эти коврики мы стали использовать в следующих видах деятельности:
- при организации сюжетно-ролевых игр;
- при организации театрализованной деятельности;
- при организации двигательной деятельности;
- при организации совместной образовательной и самостоятельной деятельности.
А так же в качестве уголка уединения, где дети полюбили самостоятельно рассматривать семейные альбомы, фотоальбом жизни группы, а так же книги с иллюстрациями.
Мы отметили, что коврики стали пользоваться интересом у детей. Малыши легко могут их взять, перенести в удобное для себя место.
Таким образом, расстелив коврик, можно сразу обозначить игровую зону, которая дисциплинирует и организовывает детей.
Эти же коврики мы использовали в образовательной и совместной деятельности в различных видах деятельности. Так коврик «Классики» мы использовали для упражнения в прыжках на одной двух ногах, в развитии воображения, когда давали задание пройти по волшебной тропинке, а так же давали зрительные представления о цифрах.
Знакомство с сенсорным ковриком – сказкой «Теремок» проходило в несколько этапов:
- на первом этапе мы показывали сказку «Теремок» используя элементы коврика в виде героев сказки
- на втором этапе учили детей в правильной последовательности выбирать героев и прикреплять их на коврик
- на третьем этапе мы ввели дополнительные элементы коврика в виде солнышка, цветов, ягод, животных, тем самым способствуя развитию речи и ориентации в пространстве
- на четвертом этапе дали детям возможность самостоятельно манипулировать всеми элементами, способствуя творческому воображению и диалогическому взаимодействию детей.