Организация работы с детьми, имеющих расстройство аутистического спектра, в условиях ДОУ - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 132
  • Скачиваний: 9

«Организация работы с детьми, имеющих расстройство аутистического спектра,  в условиях ДОУ».

По многочисленным данным, в последние годы наблюдается тенденция к росту количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом. Следует отметить, что детей с "классическим аутизмом" немного, и на практике достаточно часто приходится иметь дело с дошкольниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты (дети с РАС), такие как: нарушение взаимодействия с окружающими, проблемы в речевом развитии, особенности поведения, эмоциональной сферы, трудности в становлении навыков самообслуживания. И, как правило, педагоги дошкольных учреждений одни из первых, кто встречается с такими детьми. Что делать, как помочь малышу?

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму.  Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.
Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, рисовать, считать. Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).      

            Остановимся именно на организации работы с невербальными детьми с РАС.

  • Визуализация пространства.

Почему именно визуальная поддержка всегда облегчает обучение детей и делает коммуникацию  с ними легче?

  • Слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остаётся на долгое время
  • Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребёнка
  • Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания
  • Визуальная помощь помогает в запоминании на долгое время

         Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм  - общение с окружающими.  У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка  знают как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению. Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и  выражают их социально неприемлемыми способами. Как помочь такому ребенку?

         В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые  облегчают  понимание.

         Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).

В своей работе мы используем:

  • Карточки PECS

        PECS это не просто   название карточек с картинками, это  СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации.

«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек  PECS».

       Эта система–одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом, она  позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность объяснить, свои желания, потребности, чувства, попросить, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует. Дает возможность общения с окружающими детьми.

Во время проведения занятий в группе мы стараемся включать детей с РАС для начала в организационные моменты занятия, т.е. если все дети должны сесть за столы, то нашей задачей становится посадить детей с РАС и помочь им оставаться на местах хотя бы какую-то часть занятия. Во время занятия важно наблюдать за состоянием детей, при нарастающих признаках переутомления, раздражительности или агрессии, мы не настаиваем сидеть до конца занятия, а стараемся создать благоприятную обстановку для восстановления эмоционального состояния и расслабления, например

Дети с РАС совершенно несамостоятельны в самообслуживании. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Для этого в группе на уровне глаз ребенка  расположены алгоритмы действий в картинках, с чего начинать, какую последовательность совершать, как закончить. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнений любого задания.

Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Когда становится видно, что ребенок утомлен, можно отвести его к крану с водой и дать возможность несколько минут поиграть со струей воды. Достигнутая цель: снят стресс, ребенок успокоился и получен небольшой рестарт настроения.

И, наконец, после каждого правильно выполненного действия нужно закрепить эффект положительными эмоциями: обнять, дать любимую игрушку или поощрить чем-то вкусным.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: