Консультация для воспитателей: «О ПРАВЕ РЕБЕНКА НА ИГРУ».
Современный воспитатель, выполняя заказ родителей, активно включился в развивающую образовательную работу с детьми. И, к сожалению, во многих случаях это привело к ослаблению специфического, очень важного для дошкольника вида деятельности -игры!
Жизнь детей в некоторых ДОУ организована так, что ребенку там просто некогда играть. Очень часто время отведенное для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительными занятиями и иными, безусловно, важными мероприятиями (медицинскими осмотрами, прививками и т.д.). Мы педагоги детских садов можем легко дополнить этот перечень. Особенно трудно приходится тем детям, которых приводят лишь к завтраку и рано забирают домой, а так же тем, кто медленно ест и долго одевается после дневного сна. Такие дети есть не только в младших группах, но и в старших. Они изо дня в день не успевают поиграть ни минутки!
Почему мы воспитатели позволяем родителям лишать ребенка возможности поиграть? Почему, строго сохраняя режим фронтальных занятий, мы спокойно жертвуем временем для игры в пользу другой деятельности?
В каждом конкретном случае и в разных педагогических коллективах на эти вопросы будут разные ответы. Но лишь самые смелые воспитатели называют истинные причины. Выделю три основных.
У воспитателя нет личной убежденности в том, что именно игра обеспечивает современное и полноценное развитие дошкольника.
Ослаблена методическая помощь по игре. Годами не проводятся консультации и педсоветы по игровой деятельности.
Воспитатели сами не умеют играть.
Подобные откровения педагогов обязательно должны стать основой для работы методических кабинетов, методистов и воспитателей. Частый анализ возникающих трудностей всегда помогает делать правильные выводы и искать эффективные решения.
Сегодня мне хотелось бы лишь бегло напомнить Вам самые простые и эффективные методические приемы, позволяющие создать реальные условия для развития свободной игровой деятельности в ДОУ.
Расширение территории детских игр. Дополнительно к групповым комнатам для игры частично используются помещения, в которых дети спят и переодеваются. У малышей появляется возможность группироваться в соответствии с групповыми интересами, играть, не мешая, друг другу. Музыкальный и спортивный залы так же не должны пустовать. Пусть дети ежедневно играют с театральными, спортивными и музыкальными игрушками.
Обновление игровой обстановки. Каждая новая игрушка в самом начале азартно обыгрывается только взрослыми, а когда нетерпение и интерес у детей достигает точки кипения, к игре подключают и их. Этот прием одинаково эффективен и в семейной педагогике и в детском саду. В группе создается специальное место («волшебный сундучок», красивая корзинка, «волшебный ящичек», «загадочный столик» и т.д.) где любознательные дети периодически находят новые интересные игрушки. Каждую обнаруженную детьми игрушку воспитатели демонстрируют, рекламируют, уточняют ее действие, и таким образом учат в нее играть. Взрослые создают «сюрпризные» игровые ситуации: рано утром или после дневного сна дети обнаруживают крупную, красивую, интересную по замыслу постройку или перестановку игрового материала. Эффективными оказываются и «породоксальные поступки» взрослых: неожиданно из группы исчезают игрушки, которыми ребята подолгу пользуются. Часто именно таким образом удается привлечь внимание к незаслуженно забытым добрым друзьям.
Полезно систематически приглашать родителей разных специалистов (парикмахеров, продавцов, милиционеров, военных и т.д.) и подключать их к играм детей.
Ученики начальных классов, бывшие воспитанники детских садов, играя вместе с дошкольниками, хорошо передают игровой навык, фантазию. Ответный поход в гости к друзьям вызывает настоящий восторг у детей. Уважаемые воспитатели не пора ли хотябы в XXI веке оставить в покое взрослые «игры» и наконец - то всерьез задуматься об играх детских? Мы воспитатели мечтаем о том времени, когда нам будут созданы все необходимые условия для работы и основной нашей заботой станут ДЕТИ!!!