Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встает вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи ребёнка. Этот возрастной промежуток времени называют «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Первые три года жизни ребёнка являются важными для развития функции речетворчества, потому что к этому сроку заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми нерешительными.
Целью работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Одной из задач дошкольного учреждения это - формирование правильной речи ребенка.
Цель педагогов ДОУ: обеспечить процесс речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах и обеспечить готовность детей к дальнейшему школьному обучению.
Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:
1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:
- понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
- развитие связной диалогической и монологической речи;
- обогащение и уточнение словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.
Работа по данному направлению строится на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, необходимо предусматривать:
= создание развивающей предметно-пространственной среды;
=целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
=повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
=изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
=участие родителей в речевом воспитании детей.
Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.
Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.
В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.
Рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм.
В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют. В этом возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решают бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.
В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам". Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазлы, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки- раскраски.
В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика, зачем мыть руки перед едой, что нужно делать, что бы быть здоровым и т.д. В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни.
В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.
Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены речевые уголки, в котором должны присутствовать практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы по лексическим темам, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы необходимо дополнять разными видами театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.
Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо использовать разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности. При организации режимных моментов использовать художественное слово. Предлагать детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.
В ходе ОД большое внимание необходимо уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Вести работу над развитием звуковой культурой речи. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям использовать опыт детей, создавать проблемные ситуации, обращать внимание на качество ответов детей, исправлять грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации по речевому развитию детей.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе педагогу необходимо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком– это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Можно предлагать родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.