«Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Чем больше мы узнаем природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить ее».
С. А. Веретенникова
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования на мой взгляд является правильная организация и экологизация развивающей среды.
С точки зрения экологического образования среда способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).
К созданию эколого-развивающей среды я активно привлекала родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на мой взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного.
В группе создан «живой уголок», который представлены разнообразными комнатными растениями и одним – двумя видами животных, а также «огородами на окне», на которых дети совместно со мной выращивают овощные культуры (фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, цитрусовые, зелень к обеду для витаминизации пищи).
В уголке природы имеется «календарь природы», благодаря которому, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца.
Очень нравится детям работать в «Центре воды и песка», который адаптирован соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.
«Зоны коллекций» предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствуют развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).
В группе имеется «зона релаксации». Она предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями.
В книжном уголке группы имеется литература о растениях и животных.
Интересной находкой на мой взгляд является – «выставочные уголки», в которых выставляются все рисунки, поделки детей.
Считаю, что в процессе нравственно-экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении родителям информации о деятельности мини-центра, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на организованной учебной деятельности, созданы разнообразные дидактические пособия.
Вопросы нравственно-экологического образования включены в программу консультаций для родителей, родительских собраний.
Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по нравственно-экологическому воспитанию..
Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы и экскурсии сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект.
Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.
Большое впечатление на родителей оказывают театрализованные представления, связанные с природой, которые воспитатель готовит вместе с детьми. После просмотра театрализованных представлений и акций, в которых участвуют родители, никогда у детей не поднимется рука спилить дерево, выбросить отходы в реку, оставить непотушенным костер в лесу, разрушить муравейники и выстрелить в птицу.
Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 95% взрослых отмечают важность нравственно-экологического воспитания уже в детском саду.
Это еще раз доказывает, что – как начальное звено нравственно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.
Таким образом, мною сделан вывод, что систематическая и последовательная работа по нравственно-духовному воспитанию посредством экологического образования необходима в свете новой концепции взаимодействия семьи и детского сада, а организованное взаимодействие с семьей позволяет заметно поддержать становление нравственно-духовной личности ребёнка, повысить уровень нравственно-духовной и экологической культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.