Мое педагогическое кредо: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Сократ
Прежде чем приступить к изучению роли, значения хорового пения в жизни
школы, постараемся определить, что же такое хор, хоровое пение.
Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго
уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные,
отчетливо выработанные нюансы.
П.Г. Чесноков
Прошло больше 25 лет с того дня, когда я впервые переступила порог школьного класса в качестве учителя музыки. С тех пор, гдебы я ни работала, везде я являюсь организатором внеклассных мероприятий, отвечаю за проведение школьных праздников, одновременно являюсь руководителем детского хорового коллектива, вокальных групп, солистов.
Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не только для смотров и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной Российской Академии образования, указывается то, что в процессе гуманизации общественной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения. Поэтому разнообразные формы творчества, исполнительства становится доминирующими в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.
Уже во второй половине 19 века Р.В. Смоленский (палеограф-историк, филолог, юрист, композитор, школьный учитель и организатор музыкального образования в России) отмечал, что хоровое пение является одним из критериев воспитания школьников. Ученый-педагог предложил концепцию музыкального образования в России, где особо выделил хоровое пение, сам систематизировал и методически выстроил правила обучения хоровому пению школьников. Ученый писал: «Едва ли кто может усомниться в том, что пение – важнейший предмет обучения в школе».
Все чаще в наше время приходится слышать о том, что школа не поет, к музыке дети почти не приобщаются. Я так не считаю. В последние несколько лет возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала.
За время обучения дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира.Кроме того, приобретают опыт сценического выступления в детском творческом коллективе. В репертуаре хора «Калейдоскоп», которым я руковожу,- произведения П. Чайковского, Ф. Шуберта, В. Моцарта, Ц. Кюи, М. Мусоргского, И. Дунаевского, С. Рахманинова, А. Новикова и др.
В ходе работы реализуются задачи, направленные на совершенствование методов (в перспективе - создание эффективной системы) обучения детей ансамблево-хоровому пению. Такая система призвана обеспечить высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.
В результате проведенной работы выявлены проблемы, разрешение которых открывает перспективу разработки и применения таких методов, которые позволят вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально - исполнительской деятельности.
Первая проблема. В настоящее время современное общество столкнулось с мощным развитием научно- технического прогресса, когда на ребенка обрушивается поток компьютерной, примитивной музыки. Современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок лишен возможности развить свои собственные музыкально - исполнительские задатки и способности.
Вторая проблема – это проблема организационно-педагогического плана. Суть её можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению, предлагаемый в учреждениях дополнительного образования может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей. Стандартизированные программы ДМШ и ДШИ строго регламентированы по времени и дифференцированы по годам обучения. Дети, имеющие сниженный уровень своих исполнительских возможностей, не способны в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.
Третья проблема - методико-психологическая. Ребенку 8 – 12 лет довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 8-12 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. Б.В.Асафьев (композитора, музыковеда, создателя отечественной музыкальной социологии) многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.
В ходе работы решаются всетри обозначенные проблемы.
Работа с детьми трудна, но необыкновенно интересна. Считаю и убеждена, что хороших результатов добивается хоровой коллектив, когда руководит его работой по-настоящему увлеченный и грамотный учитель музыки с вокально-хоровыми навыками. А если нет навыков, необходимо учиться работать с хоровым коллективом. В области вокала и методики вокального воспитания на сегодня существуют работы О. Апраксиной. Ю. Алиева, В. Соколова, Г. Струве, В. Емельянова, А. Яковлева и многих других.
Я же хочу остановиться на самых важных вопросах работы с детским хоровым коллективом, исходя из своего опыта.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Цель и задачи вокально-хоровых занятий
Цель обучения хоровому пению - воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
Задачи обучения:
- пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;
- развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;
- формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;
- вооружение детей первоначальными сведениями о музыке, хоре, пении, средствах хоровой выразительности, создателях и исполнителях хоровой музыки;
- решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.
Организация детского хора.
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор
Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение.
Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить.
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю.
Руководитель хора должен:
- внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы;
- уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива;
- быть им настоящим товарищем;
- беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую
работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе
всего себя.
В задачуруководителя хора входит:
- подбор репертуара;
- музыкально-педагогическая деятельность;
- организация и проведение репетиционной работы;
- концертно-исполнительской деятельности;
- организация творческих встреч с различными самодеятельными и
профессиональными коллективами;
- организация и осуществление гастрольных поездок хора;
- деловые контакты.
А так же:
- обучение его участниковправильным певческим и хоровым навыкам;
- развитие музыкальности;
- воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви кхоровому искусству.
Задача эта усложняется тем, что мне приходится
работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурногоуровня.
Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя
самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в
области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творческиактивным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы,театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии.
Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности,выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.
Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, посуществу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового коллектива.
Каждое занятие я стараюсь начинать в точно установленное время, любые замены и переносы крайне нежелательны. У детей должна выработаться привычка.
Материально-техническая база
Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты,необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на приобретение концертных костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.
Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами( кабинет музыки, актовый зал). Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам).
Для занятий хора должны быть хорошо настроены музыкальные инструменты в соответствии с принятым стандартом (для первойоктавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в репетиционном помещении были расположены с небольшим повышением каждого ряда (амфитеатром).
Хоровые занятия в школе 210 проводятся в оборудованном кабинете, размещение и площадь которого отвечает санитарно–гигиеническим нормам. Мебель разноуровневая, легкая, мобильная. Кабинет оснащён современной техникой: компьютером, мультимедийным проектором, аудиоустройством, принтером, видео магнитофоном, синтезатором. В работе используются два инструмента: в кабинете музыки и в актовом зале школы; имеется комплект детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, деревянные ложки, трещотки и др. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьезберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на занятиях, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультурные паузы.
Реклама и информация
Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которойсоздаётся коллектив. В процессе организации хора я используюразличные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора.
Педагогические особенности формирования певческого состава
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания я строго и систематически фиксирую в специально заведенном журнале.
При прослушивании стараюсь сразу определить качество голоса (тип, диапазон),музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему я предлагаю исполнить какую-либо песню. После этого
определяю диапазон голоса, тип голоса. На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру,предлагаю повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков.
Чувство ритма проверяю повторением несложного ритмического рисунка.
Если у пришедших прослушиваться в хор нет певческого опыта и отсутствует музыкальная подготовка, то прослушивание провожу в несколько этапов». На первом этапе ограничиваюсь только общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре недели провожу более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказываю мнение о его пригодности для участия в хоре. Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.
Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.
Стараюсь заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не снижали уровень исполнительского мастерства хора.
Связь с родителями
Уже на начальном этапе обучения стараюсь установить деловой контакт с родителями учащихся. На первом собрании - поздравляю их с тем, что дети, придя в общеобразовательную школу, начали именно здесь серьезно заниматься музыкой и пением - очень нужным делом, способствующим их духовному росту. На ярких примерах кратко рассказываю о значении искусства в жизни людей, раскрываю основные направления предстоящей работы, обращаю внимание на необходимость дисциплины и взаимного уважения между детьми, педагогами, родителями.
На последующих встречах - рассказываю родителям о ходе и первых результатах певческого обучения детей, приглашаю на школьные праздники, ведь именно на школьных праздниках дети выступают сольно, в вокальных группах и с хоровым коллективом. Очень часто обращаюсь к родителям с просьбой сопровождать нас на тот или иной конкурс, в чем родители практически не отказывают. При необходимости провожу для родителей индивидуальные встречи, беседы.
Психологические особенности младших школьников и младших подростков.
Необходимо отметить, что вокально-хоровое обучение детей сопряжено с целым рядом объективных трудностей. Эти трудности связаны с необходимостью формирования и совершенствования певческих навыков, в то время как сам певческий голос ребёнка находится в стадии постоянного развития. Не менее трудным является интеллектуальное развитие детей, связанное с приобретением багажа музыкальных представлений и теоретических знаний. Именно поэтому качество работы учителя музыки связано с полнотой его знаний в области детской психологии. Чтобы управлять музыкальным развитием детей, прежде всего, необходимо знать и понимать специфику психофизического и общего (интеллектуального, эмоционального) развития ребёнка, этапы его становления, особенности мироощущения и восприятия, только тогда в полной мере осуществим индивидуальный к каждому ребёнку. Глубокое понимание особенностей психофизического развития детей способствует достижению высокого качества учебно-воспитательной работы учителя. Психологической наукой установлено, от рождения до старшего возраста ребёнок проходит определённые стадии культурного развития, каждая из которых характеризуется различным отношением его к внешнему миру, различным характером отдельных культурных приёмов.
С.Л.Рубинштейн считал, что психика и сознание детей в огромной степени зависят от воспитания и влияния окружающей среды. По его мнению, основной закон психического развития ребёнка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. При этом нельзя отрицать и роли природных задатков, то есть тех анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, которые отличают одного ребёнка от другого.
Таким образом, в своей работе хормейстер должен учитывать определённые закономерности характерные для каждой возрастной группы. Главное и определяющее при анализе этих особенностей заключается в том, что всепсихические процессы у ребёнка имеют свои отличия по сравнению со взрослым человеком.
В урочной и неурочной деятельности взаимодействую со всеми возрастными группами, но в большей степени соприкасаюсь с младшими школьниками и младшими подростками. Хоровые занятия во многом определяются психологическими особенностями детей, такими как моторная активность, способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, интеллектуальная активность, любознательность, интерес к познанию, синкретичность восприятия, целостность процесса познания.
Требуется также учитывать и определённые психологические сложности данного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, излишняя моторная активность и, в тоже время ,«моторная зажатость», недостаточная вокально-слуховая координация, а часто и нарушение двигательной координации, склонность к непосредственному сопереживанию, к эмоциональной идентификации в процессе восприятия музыки, стремление конкретизировать музыкальные впечатления, заменить их примерами из личного жизненного опыта, стремление к самовыражению в любых самых разнообразных формах.
Период обучения в 5-7 классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы.
Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.
Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением.
Проявляя постоянный интерес к новым песням и прослушиваемым произведениям, младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, чему может быть лишь одно объяснение: стандарты поведения менее утомительны. Очень велико у младших подростков желание отмежеваться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке взрослого подчеркнуть, что они ещё дети, хотя многие из них продолжают играть в "кошки-мышки" и в "расшибалочку". Эта особенность заставляет нас подчёркнуто внимательно относиться к выбору певческого репертуара, в том числе и к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.
Стараюсь учитывать эти особенности, создавать на занятиях оптимальные условия для познавательной и художественной деятельности учащихся.
Методы и приемы, используемые в вокально-хоровом процессе.
Методы и приемы музыкального обучения тщательно отобраны и проверены практикой. Каждый метод направлен на то, чтобы заинтересовать, увлечь музыкой учащихся.
Методы и приемы находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и форм работы помогает мне реализовать цель вокально-хоровой работы - способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового пения.
Метод музицирования и соучастия позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве. Этот метод я применяю и на уроке, когда задействую весь класс в музицировании. Во внеклассной работе приобщаю как можно больше детей для участия в концертах, конкурсах, фестивалях.
Метод "Музыкальный театр" является одним из методов разработанным в системе музыкального воспитания К. Орфом. Данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства - звук, жест, танец, слово, литературный текст и звук. "Музыкальный театр» помогает ребёнку музыку сделать зримой, осязаемой. Очень часто во внеклассной работе с детьми мы используем фрагменты театрализации.
Построение хоровых занятий как занятий творчества, предполагает такой практический метод, как импровизация. Работа по этому методу преследует две цели: первую - выработка интонационного ладового слуха, вторую-развитие творческой фантазии. Объясняю детям, что они сегодня попытаются спеть не только знакомую мелодию, но и сами придумают мелодию которую я им предложу. Для этого надо вслушаться в слова, понять их смысл и представить себе будущую музыку .и такой вид работы носит название -импровизация. Использую на уроках различные виды импровизации: вопрос-ответ. В 5-6 классах импровизация на определённое настроение, на заданный ритм, темп, динамику. Чаще всего при импровизации от ученика требуется умение продолжить за учителем мелодию и завершить в тональности, но наряду с этим не отказываюсь от выхода за пределы тональности, когда мелодия может уходить во всевозможные "вопросительные", "незавершённые интонации".
Приёмы вокально-хоровой работы.
Ориентация на результат, ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приёмов. Система приёмов определяет не только содержание метода, но и его своеобразие в действии. Один и тот же приём может входить в состав различных методов. Отбирая приёмы , учитель однозначно понимает цель ,на которую они будут направлены. Считаю важным, чтобы хоровое пение было для детей, именно, деятельностью, а не формой, в которой развиваются вокально-хоровые навыки. Для этого сами учащиеся должны стать полноправными субъектами этой деятельности. Дети любят приём, который называется "музыкальные шаги". Содержанием действий является какая-либо ритмическая формула, например, ти-ти-та. Все действия выполняются только ногами. Необходимо активизировать свое слуховое внимание. Дети стоят, начиная с левой ноги, выполняют движение на месте – ти-ти-та (левая, правая, левая). Способы исполнения могут быть различны: по цепочке, по рядам.
Принципы в вокально-хоровой работе.
Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами.
Назову принципы, которыми я руководствуюсь в своей деятельности.
1) принцип музыкального развития.
2) принцип наглядности.
3) принцип активности.
4) принцип интереса, увлечённости, положительного отношения к музыке.
Одним из главных секретов высокой активности школьников в учебном процессе состоит в использовании здоровьесберегающих технологий.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности. Кроме того, всякий творческий труд, в том числе на поприще искусства, действует оздоравливающе на человеческий организм. Искусство становится одним из творцов здоровья человека- духовного и физического. Известный венгерский композитор З. Кодаи писал: «Чудесное свойство ритма, дисциплинирование нервов, тренировка гортани и лёгких, всё это ставит пение рядом с физической культурой. И это и другое нужно ребёнку ежедневно не в меньшей степени, чем пища».
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХНАВЫКОВ
Хоровая репетиция. Начальный этап работы с младшим хором
Хоровая репетиция – выкристализованные пути достижения цели.
Подготовка и исполнение любого вокально -хорового произведения предстаёт во многих аспектах:
- это непосредственное первое эмоциональное впечатление;
- анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана;
- работа по разучиванию и усвоению материала, призванная помочь накоплению вокально-хорового мастерства;
- донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.
Всё это невозможно без получения учениками определённого круга знаний, но главное – без постижения ими певческой культуры. Выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков.
Певческая установка. Прежде чем приступить к воспитанию того или иного вокально-хорового навыка, учу хористов принимать правильную певческую установку. При пении стоя или сидя корпус и шея выпрямлены, плечи опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, т. к. гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси.
При пении сидя ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя руки опущены. Обычно в нашем школьном хоре «Калейдоскоп» вся репетиционная работа проходит сидя, стоя же проводится распевание и исполняются уже выученные произведения.
За правильной певческой установкой стараюсь следить на каждом занятии, т. к. от неё во многом зависит выработка верных вокальных навыков, особенно дыхания.
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для звука. Качество звука и свобода мышечных движений – надёжный контроль за координацией систем, участвующий в голосообразовании.
Особую роль в пении я уделяю организации вдоха и выдоха. Вдох должен быть активным, но спокойным (без шума) – через нос. Бывают, однако, случаи, когда можно дышать через нос и рот одновременно (особенно при быстрых темпах).
После вдоха нужно мгновенно задержать дыхание. Именно в этот момент произойдёт смыкание голосовых связок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка дыхания способствует плавному выдоху и позволит хору одновременно начать исполнение.
Только спокойное естественное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для «опёртого» звука. Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный.
Дыханиев немалой степени оказывает влияние и на тембр звука. Поэтому на своих занятиях развиваю умение регулировать дыхание, это поможет детям в пении передавать характер того или другого произведения.
Существенную помощь в приобретении навыка правильного певческого дыхания оказывают упражнения. Упражнения должны исполняться в удобной тесситуре и состоять как из отдельных звуков, так и из фраз, сначала небольших, а затем и значительных по размерам. Пение специальных упражнений сосредотачивает внимание детейна дыхании и помогает выработать необходимые рефлекторные связи.
Большую роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижёра. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижёра дает возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.
Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхания. В этом случае каждый певец самконтролирует своё дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берёт дыхание, повторяя тот же звук. Ритм дыхания находится в тесной зависимости от темпа и характера исполняемого произведения.
Расходование дыхания регулируется также работой голосовых связок, и здесь значительная роль принадлежит атаке звука. Атака – это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Существует три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная. Для детскогопения слишком громкий звук не типичен, т. к. он не свойствененприроде самого голоса и может повредить ему. Твёрдая атака может привести к крикливому звуку. Неумелое пользование этим видом атаки ведёт в форсировке звука. В то же время твёрдая атака чрезвычайно активизирует весь процесс голосообразования. У многих детей, особенно в начальный период обучения, мышцы голосовой щели работают вяло, и это вызывает значительную утечку воздуха. В таких случаях твёрдая атака будет полезной, т. к. при ней голосовойаппарат достигает необходимой упругости. (В. Попов) Мягкая атака более трудна и нередко приводит в начале занятий к вялому, инертному звучанию. Следовательно, только разумное, сознательное употребление и того, и другого способа начального звукообразования может привести к успеху в вокальном воспитании. После приобретения основных певческих навыков наиболее целесообразным видом атаки нужно считать мягкую (В. Попов).
Звукообразование
Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком без крика и напряжения.Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком).
Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в хоровом пении. Необходимо добиваться выработки у всех певцов хора единой, так называемой «близкой высокой позиции» звука. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полётность звучания голоса. В процессе нахождения и ощущениявысокой позиции звучаниярешающую роль играетучастие верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается лёгкий, звенящий, очень богатый обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придаёт пению хорошую дикцию. И, наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение.
Основной звук хора, основная звуковая позиция должны характеризоваться такими понятиями, как «прикрытый», «собранный» звук, «близкое слово», звук, опёртый на дыхание» с правильным и многообразным использованием всех резонаторов. Но нужно помнить, что детский хор ориентирован больше на фальцетное (головное) звучание. Позиция звука, манера произношения текста в конечном счёте характеризуют определённый тон, звучание данного хора, его манеру пения. Важно, чтобы общая позиция, единство звучания в хоре было достигнуто. В одном хоре она может бать более близкой, звонкой, в другом – более собранной, прикрытой( стараюсь добиваться именно прикрытого, собранного звука). Во всех случаях она должна обеспечить ровное, красивое, мягкое звучание.
Артикуляция, дикция и звуковедение
Впении очень важную роль уделяюартикуляции и дикции. Выразительное, глубоко осмысленное пение может быть только при ясной дикции и правильной артикуляции, что в свою очередь создаёт естественную регулировку дыхания и звукообразования.
Обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функции на певческую. И если образование согласных в пении не отличается от образования разговорных согласных, то при пении гласных необходимо наличие певческих формант. Певческий гласный звук, помимо формант речевой гласной, содержит ещё и певческие форманты, которые придают ему звонкость полётность, округлость и бархатистость.
Так как пение осуществляется только на гласных звуках, именно на них и вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность, интонация, регистровая ровность) и техника.
Особая роль принадлежит упражнениям, связанным с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с вокализацией на чередовании гласных – сначала на примерных звуках, а затем и на всём диапазоне.
Язык при пении должен двигаться свободно, чтобы, активно перемещаясь, постоянно создавать условия для спокойного положения гортани. Губы же только в момент зарождения гласного звука принимают характерное положение, затем они несколько расплываются в улыбку» (у высоких голосов), либо немного вытягиваются вперёд (у низких голосов).
В образовании определённого гласного звука принимают участие все органы, расположенные в полости рта, поэтому активизация их – серьёзная задача в р<